Коллегиум музикум

КОЛЛЕГИУМ МУЗИКУМ (латинский Collegium musicum - музыкальное содружество), общество просвещённых любителей, собиравшихся для совместного музицирования и прослушивания музыки. Подобные общества зародились в странах Центральной Европы (особенно характерны для Германии) в 16-17 веках в качестве альтернативы профессиональным занятиям музыкой при церкви и дворе. В ранний период коллегиум музикум почти не отличались от других музыкальных  обществ: репертуар коллегиум музикум в Торгау (около 1568), Вернигероде (1588), Цюрихе (1613), Праге (1616), Санкт-Галлене (1620), Бремене (1621) составляла преимущественно вокальная церковная музыка. В Германии 2-й половины 17 века в концертах коллегиум музикум наряду с любителями принимали участие и городские профессиональные музыканты; основой репертуара стала инструментальная музыка. Коллегиум  музикум выполняли и важную образовательную функцию. Их социальной основой были представители городской буржуазии (во Франкфурте-на-Майне), торговцы (в Гамбурге), студенчество (в Лейпциге). Гамбургский коллегиум музикум (основан около 1660 по инициативе М. Векмана, насчитывал примерно 50 человек) устраивал публичные концерты популярной итальянской, австрийской, немецкой музыки. Г. Ф. Телеман, с деятельностью которого связан расцвет коллегиум музикум, активизировал их работу в Лейпциге (1702), Франкфурте-на-Майне (1713) и Гамбурге (1722). Руководителями нескольких лейпцигских коллегиум музикум в разное время были И. Кунау (1688), И.Ф. Фаш (1708), И. С. Бах (1729-37, 1739 - начало 1740-х годов) и другие известные музыканты; музыкальные  собрания (первоначально регулярные) проводились в помещениях университета, кафе, в частных домах. При Телемане коллегиум музикум в Гамбурге фактически являлся уже организацией профессиональных музыкантов, которая давала регулярные концерты (в том числе исполнялись крупные музыкальные  сочинения) и взимала плату за вход. Общества, подобные немецкой коллегиум музикум, возникли в 18 веке в Англии, Франции, Италии, США и других странах. К началу 19 века они сохранились лишь в небольших городах Швейцарии, где областью их деятельности оставалось хоровое музицирование. В 20 веке общества под названием коллегиум музикум стали возрождаться на новой основе, как следствие подъёма научного и общественного интереса к старинной музыке. В 1909 по инициативе Х. Римана основан коллегиум музикум при Лейпцигском университете; по его образцу созданы коллегиум музикум в других немецких (позднее и в других европейских) университетах. С 1940-х годов, благодаря деятельности П. Хиндемита в Йельском университете и В. Апеля в Гарвардском университете, коллегиум музикум получили значительное распространение в США.

Реклама