Колло Мари Анн

Колло (Collot) Мари АннКОЛЛО (Collot) Мари Анн (1748, Париж - 23.2.1821, имение Маримон, близ Нанси), французский скульптор, академик петербургской Академии Художеств (1767). Ученица (с 1763/64) и помощница Э. М. Фальконе. Получила раннее признание как талантливая портретистка, создавшая ряд образов в стиле классицизма (русского посла во Франции князя Д. А. Голицына, 1766; Д. Дидро, 1766; вариант - мрамор, 1772, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). В 1766 сопровождала Фальконе, прибывшего в Россию по приглашению императрицы Екатерины II для работы над памятником Петру I. За время пребывания в Санкт-Петербурге исполнила многочисленные мраморные портреты-бюсты по заказам Екатерины II (Екатерины II в диадеме, Генриха IV, герцога Сюлли, все около 1769; Вольтера, около 1770, Э. М. Фальконе, около 1773, все - Эрмитаж; великого князя Павла Петровича и его жены, великой княгини Натальи Алексеевны, оба 1775, ГРМ) и по частным заказам (Луизы Каткарт, дочери английского посла в России; гипс, 1768, Лувр, Париж; мрамор, 1772, ГРМ; ранее считался автопортретом Колло; и др.). Исполняла также барельефы-портреты (медальоны), в том числе Петра I и Елизаветы Петровны для Большого зала Китайского дворца в Ораниенбауме (мрамор, 1769). В лучших портретах мастерство исполнения сочетается с точностью передачи особенностей модели, психологизмом, живостью характеристик.

Реклама

Основное произведение Колло петербургского периода модель головы Петра I (гипс, около 1773, ГРМ), исполненная по гипсовой посмертной маске, снятой К. Б. Растрелли, и его скульптурному портрету (1723). Портретный образ Петра I, полный спокойного достоинства и державного величия и соответствовавший общему замыслу Э. М. Фальконе, был включён скульптором (после незначительных усовершенствований) в его знаменитый «Медный всадник» на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

В 1777 году Колло вышла замуж за сына Э. М. Фальконе, живописца и графика Пьера Этьенна Фальконе (1741-91), и в 1778 вернулась в Париж; в Нидерландах создала мраморные бюсты статхаудера Вильгельма V и его супруги (около 1782, Маурицхёйс, Гаага). Впоследствии оставила занятия скульптурой, переселившись в имение в Лотарингии.

Лит.: Мацулевич Ж. Французская портретная скульптура XV-XVIII вв. в Эрмитаже. Л.; М., 1940; Каганович А. Л. «Медный всадник». История создания монумента. 2-е изд. Л., 1982.

М. Л. Ковальков.