Колокол

КОЛОКОЛ (латинский, итальянский campana), музыкальный инструмент, ударный идиофон. Звучащее тело колокола - трубчатая оболочка переменных диаметра и толщины, замкнутая с узкой стороны. Внутри на петле подвешивается язык колокола. Специфическая разновидность - безъязыковые колокола. Отливается колокол из сплава меди и олова (так называемая колокольная бронза), иногда с незначительной примесью. В качестве сигнального инструмента колокол известен многим народам мира. Значительное место колокола занимают в культуре стран с традициями христианства и буддизма.

Колокол

Колокол буддийского монастыря в городе Бхактапур (Непал).

Древнейшие традиции изготовления и функционирования колоколов сохраняются в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Колокола здесь бывают овальные, трапециевидные и др. Закрепляются колокола также по-разному: подвешиваются вертикально и наискось, древнекитайские колокола устанавливались на ножке-подставке (вроде бокала). Преобладают безъязыковые колокола; звук извлекается ударом о корпус снаружи. Большие храмовые и монастырские буддийские колокола Восточной Азии имеют баллонообразную форму; звонят в них, раскачивая висящее отдельно бревно. Среди самых древних экземпляров - найденный в Китае безъязыковый колокол с ручкой (вес 70 кг, высота 70 см; датируется 1300-1030 до нашей эры). Колокола - как одиночные, так и в наборах с определённым строем - использовались в храмовых ритуалах и дворцовых церемониях, в древности - и как военные инструменты. Распространены так называемые ветряные колокола, которые подвешиваются под крышами пагод.

Реклама

Колокола общеевропейской формы (сложилась в Западной Европе в 12-14 века в результате поисков наибольшего благозвучия) имеют одинаковый профильный контур - покатые «плечи», ровные «бока», широкие «полы»; приспособление для подвешивания - «уши». Внутри на петле закрепляется язык. Колокола подвешивают на колокольнях и кампанилах. Звук зависит от формы колокола, толщины его стенок, состава сплава и приёмов отливки; технология литья сложилась к 12 веку. Самые маленькие колокола, входящие в состав «звона» (набор колоколов в православной традиции), карийонов, курантов, весят несколько килограммов и имеют небольшие размеры (высота около 15 см). Подобные колокола были известны ещё в Древнем Риме (висели перед храмами Кибелы, Прозерпины; 2 колокола, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей, датируются 1 веком до нашей эры). Многие колокола принадлежат к высоким образцам литья художественного. Самый большой (по весу) из отливавшихся когда-либо - Царь-колокол [вес свыше 200 тонн, отлит в 1735, мастера И. Ф. и М. И. Материны (Моторины); сохранился в повреждённом виде, находится в Московском Кремле]. Наибольший из целиком сохранившихся колоколов европейского типа - Большой Успенский (вес 64 тонны, отлит в 1819, мастер Я. Завьялов; Успенская звонница Московского Кремля). Наиболее благозвучным в Западной Европе признан колокол «Глориоза» в соборе города Эрфурт (Германия; вес около 11,3 тонн, отлит в 1497, мастер Г. Вау), в России - Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (вес 34 тонны, мастер А. Григорьев; не сохранился).

Звук колокола имеет сложный акустический спектр. Для достижения точной настройки в западноевропейской традиции (например, для карийона) применяется подточка стенки колокола изнутри. Русская ремесленная традиция исключала подточку стенок, точная настройка колокола для России не характерна.

Колокол

Колокол верхнего яруса Пизанской башни.

Применение колоколов в христианской традиции (сопровождение различных богослужебных чинов, оповещение о начале и наиболее значимых моментах богослужения) восходит к ранним монастырям Египта. В западной традиции колокола вошли в церковный обиход в 6-7 веках, в Византии первые колокола появились во 2-й половине 9 века. На Русь колокола пришли предположительно из Западной Европы, первое летописное упоминание относится к 1066 году (3-я Новгородская летопись), первое свидетельство об отливке - к 1259. С 14 века колокола широко распространялись по всей Руси, их стали размещать на звонницах (Псков, Новгород) и колокольнях. В середине 16 века начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе; с увеличением веса раскачивать их становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол, а язык (в западнохристианской традиции по-прежнему раскачивают сам колокол).

Колокол

Колокол звонницы Ростовского кремля.

Ко 2-й половине 17 века русское колокололитейное искусство достигло расцвета, в конце 19 века работало 25 колокололитейных заводов. В России сложилось развитое искусство колокольных звонов. В 1930 - середине 1980-х годов в СССР церковные колокола не отливались. В конце 1980-х годов возобновлено литьё колоколов, развивается наука, изучающая колокола, - камнанология, в 1989 образована Ассоциация колокольного искусства при Российском фонде культуры.

Лит.: Price Р. Bells and man. Oxf., 1983; Колокола. История и современность / Сост. Ю. В. Пухначев, ответств. редактор Б. В Раушенбах. М., 1985-1993. Вып. 1-2; Музыка колоколов. Сб. исследований и материалов / Ред.-сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999 (Традиционная инструментальная музыка Европы и Азии. Вып. 2); Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. 4-е изд. М., 2003.

Ю. В. Пухначев, М. В. Есипова.