Коломб Мишель

КОЛОМБ (Colombe) Мишель [около 1430, Бурж (?) - между 17.10.1512 и 1515, Тур], французский скульптор. Сын скульптора Филиппа Коломба (9-1457), брат художника-миниатюриста Жана Коломба (около 1430/35-1493?). Один из наиболее значительных скульпторов французского Возрождения, осуществивших синтез традиций французской готики и классического стиля итальянского искусства. О раннем периоде творчества Коломба известно лишь из документальных источников. В частности, совместно с Ж. Фуке работал над проектами надгробий по заказам Людовика XI (1470) в церкви Нотр-Дам в Клери, близ Орлеана, и епископа Луи де Руо в Туре (1478); в 1484 году в Мулене участвовал в создании праздничных декораций по случаю прибытия в город супруги герцога Бурбонского.

Коломб (Colombe) МишельИзвестны два сохранившихся произведения Коломба. По заказу королевы Франции Анны Бретонской создал скульптурную часть гробницы её родителей - Франциска II, герцога Бретани, и Маргариты де Фуа (собор Святых Петра и Павла в Нанте, 1499-1507, общий проект - Жана Перреаля, помощниками Коломба выступали Г. Реньо, Жан из Шартра, Жером из Фьезоле и анонимный итальянский скульптор). Традиционная позднеготическая композиция надгробия типа «gisant» (с лежащими на крышке саркофага фигурами усопших, фигурами апостолов и святых в нишах, медальонами с плакальщиками и исполненными в полный рост аллегорическими фигурами Добродетелей) сочетается с ренессансными орнаментикой и приёмами в передаче формы.

Реклама

Барельеф «Битва святого Георгия с драконом» (1509, Лувр, Париж), созданный для капеллы замка Гайон (не сохранился), - первый монументальный рельеф-картина французского Возрождения, в котором обрамление выполнено генуэзским скульптором Дж. Паккьяротти (Ж. Пашеро), а композиция навеяна итальянскими образцами - работами генуэзских скульпторов из семейства Гаджини и рельефом Донателло с подножия статуи святого Георгия (1415-17, Национальный музей Барджелло, Флоренция). Однако итальянский идеализм и обобщённая трактовка форм уступают место натуралистической точности и живости в отображении скальных выступов, растений и других деталей. Трудности в передаче пространственных планов и перспективных сокращений свидетельствуют о переходном характере данного произведения от готики к ренессансу.

Лит.: Vitry Р. М. Colombe et la sculpture française de son temps. Р., 1901; Pradel Р. М. Colombe, le dernier imagier gothique. Р., 1953.

М. Л. Ковальков.