Колорит

КОЛОРИТ (итальянский colorito, от латинского color - цвет, краска), система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая определённое единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств художественной выразительности, компонентом образа - прежде всего в живописи, также в цветной графике, произведениях декоративно-прикладного искусства. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера, особенностями его цветового видения.

Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы количественно ограниченных локальных цветов, нередко имеющих символическое значение (например, в раннехристианском или средневековом искусстве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, материальности предмета в его соотношении со средой; этим целям служат тон, валёр, рефлекс, единство колорита и светотени. Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых цветов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым, изысканным и т. д. В каждом конкретном произведении колорит  образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.

Лит.: Ивенс Р.-М. Введение в теорию цвета. М., 1964; Волков Н. Н. Цвет в живописи. 2-е изд. М., 1984; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск, 1984; Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М., 1986; Иттен И. Искусство цвета. 4-е изд. М., 2007; Матюшин М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. М., 2007.