Колоссальный ордер

КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР, разновидность ордера архитектурного, опоры которого (как правило, пилястры или связанные колонны) охватывают два и более этажа (яруса) здания. Появился в древнеримской архитектуре, наиболее часто встречается на территории бывшей римской провинции Сирия (храм Вакха в Баальбеке, 2 век). В античных памятниках колоссальный ордер разделяет дверные проёмы и ниши; используется в основном для оформления фасадов зданий, но также и интерьеров (храм Венеры в Баальбеке, 3 век). Все сохранившиеся античные образцы колоссального ордера относятся к коринфскому ордеру.

Колоссальный ордерОдин из ранних примеров применения колоссального ордера в эпоху Возрождения - церковь Сант-Андреа в Мантуе (1472-94, архитектор Л. Б. Альберти), где коринфские пилястры колоссального ордера оформляют северный и западный фасады, а также интерьер храма. Колоссальный  ордер  получил дальнейшее развитие в позднем архитектурном творчестве Микеланджело [коринфские пилястры трёх палаццо на площади Капитолия в Риме (1546) и  восточного фасада собора Святого Петра (1546-64); смотри иллюстрации к статье Ватикан] и А. Палладио [полуколонны композитного ордера Лоджии дель-Капитаньято (1571); пилястры Палаццо Вальмарана (1565-71); оба - в Виченце]. Колоссальный  ордер  широко использовался в европейской архитектуре барокко (Ф. Борромини, Дж. Л. Бернини, К. Мадерна) и классицизма (колоннада  восточного фасада Лувра, 1667-74, К. Перро). В этот период складывается получивший широкое распространение вариант оформления фасада здания, в котором подножия опор колоссального ордера покоятся на цокольном, чаще всего рустованном этаже постройки и объединяют два расположенных выше этажа (замок Хоуард в Йоркшире, 1699-1712, архитектор Дж. Ванбру). Такое решение оформления фасада может сочетаться с колонным портиком, при этом колоссальный ордер  иногда дублирует его опоры на плоскости стены за ним или продолжает их ритм по обе стороны от него. Пример использования колоссального ордера в интерьере здания - Белый зал Сената в Московском Кремле (1776-1787, архитектор М. Ф. Казаков). Среди поздних вариантов колоссального ордера - фасад посольства Германии в Санкт-Петербурге (1911-12, архитектор П. Беренс).

Реклама

Лит.: Forssman Е. Dorisch, Ionisch, Korintisch: Studien über das Gebrauch der Säulenordnungen in der Architektur des 16.-18. Jahrhunderts. Stockh., 1961; Bauchhenss G. Jupitergigantensäulen. Stuttg., 1976; Onians ]. Bearers of meaning: the classical orders in antiquity, the Middle Ages and the Renaissance. Princeton, 1988.