Кольвиц Кете

КОЛЬВИЦ (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кёнигсберг - 22.4.1945, Морицбург, близ Дрездена), немецкий график и скульптор. С юных лет восприняла социально-критические идеи от отца, строительного мастера и активиста религиозно-социалистического движения. В 1881-88 обучалась в художественных школах Кёнигсберга, Берлина и Мюнхена. В 1891 вышла замуж за Карла Кольвица, социал-демократа, занимавшегося врачебной практикой в рабочих кварталах Берлина.

Кольвиц В серии офортов «Восстание ткачей» по мотивам пьесы Г. Гауптмана «Ткачи» (1895-98) Кольвиц в ярких образах представила отчаянное положение рабочих, взрыв протеста и его трагическое поражение. В 1904 году занималась в скульптурном классе академии Р. Жюлиана в Париже; пластической трактовкой формы отмечены гравюры цикла «Крестьянская война» (1902-08), посвящённого историческим событиям в Германии 16 века, где особой выразительностью наделены образы крестьян: кряжистые, пригнувшиеся к земле фигуры напоминают искривлённые стволы деревьев, тянущиеся к свету в конвульсивном напряжении. В дальнейшем Кольвиц обратилась к литографии и особенно к гравюре на дереве, позволявшей создавать работы монументального стиля, построенные на выразительно обобщённом силуэте и резких светотеневых контрастах («Памяти Карла Либкнехта», 1919-20).

Реклама

В 1919 Кольвиц стала первой женщиной - членом и профессором Прусской Академии Художеств; в 1927 посетила СССР. Творчество Кольвиц внутренне близко искусству Э. Барлаха, с которым её связывали дружеские отношения (смерти Барлаха Кольвиц посвятила бронзовый рельеф «Плач», 1938-40). Антимилитаристские убеждения Кольвиц выразились в цикле ксилографий «Война» (1922-23) и в памятнике «Родители» (гранит, 1924-32), установленном на месте гибели сына Кольвиц, Петера, в Роггевельде, близ г. Диксмёйде (Бельгия). Образ матери с ребёнком разрабатывался Кольвиц как в графике, так и в скульптуре; нередко он наделён символическим смыслом, в нём присутствуют мотивы христианской иконографии («Материнство», 1937; «Пьета», 1937-39, обе - Национальная галерея, Берлин). С приходом к власти нацистов Кольвиц была вынуждена покинуть Академию Художеств, лишилась права на участие в выставках, но продолжала работать. К числу её графических шедевров относится серия из 8 литографий «Смерть» (1934-37).

Лит.: Пророкова С. А. К. Кольвиц. М., 1967; Нагель О. К. Кольвиц. М., 1971; Kearns М. К. Kollwitz: woman and artist. N. Y., 1976; К. Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников. М., 1980; Krahmer С. К. Kollwitz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamb., 1981; К. Kollwitz: the graphic works. Camb., 1981; Mair R. К. Kollwitz: Leidenschaft des Lebens. Freiburg u. а., 2000; Knesebeck А. von dem. К. Kollwitz: Werkverzeichnis der Graphik. Bern, 2002.

В. А. Крючкова.