Коляда Николай Владимирович

КОЛЯДА Николай Владимирович (родился 4.12.1957, село Пресногорьковка Кустанайской области Казахской ССР), русский драматург, прозаик, режиссёр. В 1977 году окончил Свердловское театральное училище, в 1977-83 (с перерывом) актёр Свердловского академического театра драмы. В 1982 дебютировал как прозаик (рассказ «Склизко!»). В 1989 окончил Литературный институт имени М. Горького. Живёт и работает в Екатеринбурге. С начала 1990-х годов выступает как режиссёр-постановщик собственных пьес (в Екатеринбурге, Москве, в Германии). С 1994 преподаёт в Екатеринбургском государственном театральном институте; читал лекции о современной русской драматургии и театре в западноевропейских университетах. С 1999 года главный редактор литературно-художественного журнала «Урал». В 2001 создал в Екатеринбурге «Коляда-театр». Первая пьеса Коляды - «Играем в фанты» (1986, поставлена в 1988) принесла ему известность и была поставлена на многих сценах страны. За ней последовали пьесы «Барак» (1988), «Курица» (1989, экранизация В. М. Ховенко, 1991), «Мурлин Мурло» (1989, поставлена в 1990, режиссёр Г. Б. Волчек), «Американка» (1991), «Канотье» (1992), «Полонез Огинского» (1993, поставлена в 1994, режиссёры К. и Р. Г. Виктюк), «Персидская сирень» (1995, поставлена в 1996, режиссёр Б. Л. Мильграм), «Мы едем, едем, едем...» (1995, поставлена в 1996, режиссёр Волчек), «Старосветские помещики» (по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя, 2000, поставлена в 2000, режиссёр В. В. Фокин), «Тутанхамон» (2002), «Амиго» (2002); циклы одноактных пьес «Хрущёвка» (1993-1997), «Кренделя» (2002-03) и многие др. Драматургия Коляды, связанная с традициями драмы «новой волны» и литературного постмодернизма, остросовременна по материалу: в ней исследуются маргинальные слои современного общества, тёмные стороны человеческого сознания. Вместе с тем в его лучших произведениях за шокирующими подробностями быта и отношений героев обнаруживается экзистенциальная проблематика: герои Коляды в наивной, нелепой, грубовато-шутовской, а порой и трагической форме пытаются обрести своё место в мире. Большинство текстов Коляды отличаются обилием аллюзий и цитат, умелой игрой с разнородными пластами языка. Пьесы Коляды переведены на многие языки мира, ставятся в ведущих театрах страны («Современник», Театр имени Вл. Маяковского, Театр на Малой Бронной, Театр имени Моссовета и др.), а также Европы, США, Канады, Австралии. Среди других произведений - книга прозы «Оскорблённый еврейский мальчик» (1995), инсценировки произведений А. Линдгрен, Л. И. Лагина, Ш. Перро и др.

Реклама

Соч.: Пьесы для любимого театра. Екатеринбург, 1994; «Персидская сирень» и другие пьесы. Екатеринбург, 1997; Уйди-уйди. Екатеринбург, 2000; Кармен жива. Екатеринбург, 2002.

Лит.: Лейдерман Н. Л. Драматургия Н. Коляды. Каменск-Уральский, 1997.

И. В. Монисова.