Колядки

КОЛЯДКИ (предположительно от латинского Саlendae - календы), народные новогодние и рождественские поздравительные песни; часть обряда колядования. Один из основных жанров календарного фольклора славян. В народной практике, кроме названий «колядки», «коляды» и т. п., используются местные названия, связанные с текстами припевов: щедровки (украинский, белорусский, западнорусский), виноградья (севернорусский и северо-западнорусский), авсени, овсени, таусени (среднерусский) и др. Основное содержание колядок - пожелания здоровья, долголетия, приумножения семьи, величание хозяина; заклятия на урожай, приплод скота; требования подаяния и благодарение за него и др. При пожелании изобилия широко использовались гиперболы: двор и дом изображались фантастически богатыми, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, дети с «частыми звёздочками». Скупым хозяевам пели угрозы. По месту исполнения различаются колядки: «путевые» (или «дорожные»), «надворные» (или «подоконные»), «господарские» (исполняемые в доме) и т. п. К колядкам относят также песни, сопровождающие хождение ряженых «с козой», обряд осыпания дома зерном («засевалки») и т.д. Особую тематическую группу составляют колядки, прославляющие Богородицу и Младенца Христа («вифлеемские колядки», западнославянские «пасторалки» и др.).

Реклама

Первые русские колядки опубликованы во 2-й половине 19 - начале 20 века (сборники народных песен Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и др.), значительное количество записей сделано во 2-й половине 20 века. Различаются 3 основных локальных типа русских колядок. Западнорусские колядки (Брянская, Смоленская области), родственные украинским и белорусским, отличаются мелодикой речитативного склада, призывными возгласами в качестве зачина, припева или рефрена; характерные припевы-пожелания: «добрый вечер», «щедрый вечер», «святый вечер». Наиболее архаические образцы колядок припевов не имеют. Основа стиха - 5-сложник, обычно удвоенный, музыкальный  метр 3-дольный; в припеве меняются строение стиха (3- или 4-сложники) и, нередко, музыкальный  метр (например, «Застилай столы / клади пироги! / Святый вечер!»). Характерно 3-голосие с бурдонным нижним голосом. Северные и северо-западные колядки, или колядные песни (Псковская, Вологодская, Архангельская области), имеют развёрнутые повествовательные тексты, «былинную» лексику, отличаются эпической торжественностью; наиболее распространённый припев - «виноградье красно-зелёное». В припеве метр стиха и напева может меняться. Встречаются также бесприпевные шуточные колядки с ритмической формулой плясового типа (♪♪♪; с текстами вроде «Как пришла Коляда / наперёд Рождества»). Пение унисонное, гетерофонное. Для среднерусских колядок (Рязанская, Пензенская области) типичны шуточные тексты (особенно для детских колядок), плясовая ритмика. Призывный возглас «авсень!», «таусень!» и т. п. (по В. И. Далю, от «овесень» - архаические весенние новогодние песни) находится либо в начале каждого стиха, либо служит припевом. Основа стиха – удвоенный 4-сложник. Распространено многоголосие разных типов (гетерофония, подголосочная полифония, 3-голосие аккордового склада). В некоторых других регионах России бытуют колядки смешанного типа. Например, в колядках Белгородской области соединяются признаки среднерусских колядок и южнорусской песенной стилистики в целом.

Название «колядки» применяется к аналогичным формам в фольклоре других народов.

Изд.: Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. СПб., 1898-1900. Т. 1. Вып. 1-2; Колядки та щeдpiвки. Зимова обрядова поезія трудового року. Київ, 1965; Свитова К. Г. Народные песни Брянской области. М., 1966; Поэзия крестьянских праздников / Вступ. статья, сост., подгот. текста и прим. И. И. Земцовского. Л., 1970; 3iмoвыя песні. Kaлядкi i шчадроукі. Мîhck, 1975; Календарно-обрядовая поэзия сибиряков / Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосиб., 1981; Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области (с аудиоприложением). М., 1985; Песни Псковской земли / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни; Щуров В. М. Белгородское Приосколье. М., 1995.

Лит.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб., 1883. Вып. 7: Румынские, славянские и греческие коляды; Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. (Очерки по истории народных верований). М., 1957; Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971; Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975; Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.

Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева.