Колядование

Колядование КОЛЯДОВАНИЕ (также русское - овсеньканье, таусеньканье; севернорусское - виноградье; украинское, белорусское - щедрование; болгарское - сурвакане и др.), обходной обряд у славян. Совершается в зимний период (главным образом на Святки); на дни святых - Варвары, Николая, Игнатия, в рождественский Сочельник, на Рождество, День святого Стефана, на Новый год, Крещение. Сопровождалось исполнением колядок, иногда - различными магическими действиями: обливанием домочадцев водой, разбрасыванием зёрен (посевание), выметанием углов и т. п. В «церковных» формах колядования преобладали рождественские мотивы «сдавления Христа». Колядники могли носить изображение рождественской звезды («ходить со звездой»), вертеп, украшенное деревце или ветку (южные славяне) и т. п. Колядников представляли посланцами «потустороннего мира» (их называли «Божиими посланцами», «Божиими детьми», «небывалыми гостями» и т. д.), в их роли часто выступали ряженые (в том числе «короли» - евангельские волхвы), дети, церковнослужители, неженатые мужчины; в Балкано-Карпатском регионе мужчины-колядники ходили в венках, с букетами (колядные китки), во главе с женатым мужчиной, опытным предводителем и знатоком обряда (западноукраинский - отаман; сербский - дедац, старешина; болгарский - станеник, цар и т.п.; его атрибут - «колядный посох»). Колядовали часто в тёмное время суток (особенно ряженые), дети - обычно ранним утром. По селу двигались обычно с запада на восток, в горной местности - снизу вверх. Идя по селу, колядники (особенно ряженые) оповещали о себе пением («путевые» колядки), криками, воем и т.п.; встреча двух колядных групп могла привести к драке, поэтому перед обходом они распределяли между собой участки. Дети и «церковные» колядники ходили, напротив, чинно. Пропустить чей-нибудь дом во время обхода считалось дурным предзнаменованием (не колядовали только в домах, где недавно кто-то умер). Во дворе (часто - под окном) колядники окликали хозяина или исполняли первую («надворную», «подоконную») колядку (у русских преобладала эта краткая, «надворная» форма колядования; местами существовал даже запрет впускать колядников в дом); если хозяин приглашал их в дом, «околядовывали» каждого из домочадцев (т. е. пели посвящённые им «домашние», или «господарские», колядки); могли устраиваться общие угощение и танцы; в заключение хозяин одаривал колядников (обычно едой, чаще всего - специальным хлебом: русский - колёдушка, каледник, овсенька; украинский - щедривний хлиб; сербский - каледарски кравай и т.д.); если колядники были недовольны угощением, они могли проклясть хозяина, забросать его дом камнями и т. п. После обхода колядники делили между собой собранные дары, устраивали совместную трапезу, пляски (болгарский - коледарско хоро). Было распространено представление о необходимости ритуального очищения участников колядования. Сходные святочные обряды существовали и у других народов Европы.

Реклама

Лит.: Виноградова Л. Н. Виноградье // Славянские древности. М., 1995. Т. 1; она же. Колядование // Там же. М., 1999. Т. 2; она же. Колядные песни // Там же; она же. Овсень // Там же. М., 2004. Т. 3; Кабакова Г. И. Коляда // Там же. Т. 2.

Л. Н. Виноградова.