Команчи

КОМАНЧИ (испанизированный вариант слова из языка юта, означающего «враг, незнакомец»; самоназвание нуму, множественное число нымыны - человек, люди), индейский народ в США. Численность 10,5 тысяч человек (2000, перепись); более половины проживает на юго-западе штата Оклахома. Говорят в основном по-английски, около 9% - на команчском языке нумийской ветви ютоастекских языков. Верующие - методисты, баптисты, приверженцы Туземной американской церкви Северной Америки (пейотисты).

Вероятно, предки команчей отделились от шошонов и проживали на западе степного региона с 16 века. Первыми из степных племён заимствовали лошадь (у юта). С конца 17 века мигрировали на юг, ближе к испанским поселениям и торговым факториям. К началу 18 века занимали огромную территорию на юго-западе Великих равнин (восток штатов Колорадо и Нью-Мексико, запад штатов Канзас и Оклахома, север и центральные районы штата Техас). В 1806 заключили союз с кайова.

Команчи Традиционная культура типична для индейцев Великих равнин. Основными занятиями были коневодство и конная охота на бизона; команчи владели огромным числом лошадей (в 1870-х годах в среднем по 4 головы на 1 человека). Большое значение имела торговля с испанцами, пуэбло и другими индейскими племенами как во время регулярных торговых ярмарок, так и через посредников (так называемых команчерос); устраивали регулярные набеги за лошадьми и скотом. Большая семья (нумунахкани - люди, живущие в одном доме) объединяла до нескольких десятков нуклеарных семей, каждая из которых занимала одно жилище-типи (при полигинном браке муж жил в типи со старшей женой, остальные жёны занимали отдельные типи). Одна или несколько нумунахкани составляли кочевую общину (45-200 человек) во главе с лидером главной нумунахкани. Кочевые общины (до 40) объединялись в группы: Ямпарика (Едоки кореньев ямпа), Котсотика (Едоки бизонов), Хупе (Лес), Тенава (Внизу по течению [оставшиеся]), Танима (Печень [Едоки печени]), Пенатика (Едоки мёда), Нокони (Скитальцы), Квахада (Антилопа). Вождём (параиво) становился наиболее авторитетный человек из воинов (теквинивапи); различались мирные (ирири параиво) и военные (уохо параиво) вожди. Верховный вождь и общеплеменной совет отсутствовали. Институт мужских союзов, в отличие от других индейцев Великих равнин, был слабо развит.

Реклама

Традиционный счёт родства билатеральный; кросскузенные браки были запрещены. Была распространена полигиния, в том числе сороральная, и наследование жён старших братьев. В отличие от классических равнинных племён, у команчей не практиковалось избегание между зятем и родителями жены. Свойственники одного поколения, а также деды и внуки были связаны отношениями подшучивания. Система терминов родства бифуркативного типа. Используются взаимные термины родства для 2-го восходящего (деды и бабки) и 2-го нисходящего (внуки) поколений. Сиблинги делятся по полу и относительному возрасту. Произнесение имён умерших родственников было запрещено, хотя в случае если предок обладал повышенной священной силой (пуха), его имя могло передаваться по наследству. Шаманы (пухакати) получали священную силу через так называемый поиск видений, а также путём наследования, покупки, обучения. Пляска Солнца не была распространена среди команчей. Основные божества - творец Ниатпо (Мой Отец), иногда отождествлявшийся с Солнцем, и Непиа (Земля). Основные герои мифов животного цикла - Койот или Лис. Были распространены рассказы о военных подвигах, легенды о происхождении священной силы и встречах с духами.

Открытый в начале 1820-х годов тракт Санта-Фе прошёл через земли команчей, которые постоянно нападали на путешественников и торговцев. В 1830-е годы происходили вооруженные столкновения с оседжами и переселёнными на Индейскую территорию с востока племенами, с 1836 - с Техасской республикой. В 1853 в Форт-Аткинсоне заключили договор с США, гарантировавший свободный проезд по тракту Санта-Фе в обмен на ежегодные выплаты. В 1867 вместе с кайова получили резервацию в районе современного г. Форт-Силл на юго-западе Индейской территории; часть групп Квахада и Котсотика продолжали кочевать в степях Техаса. В 1874-75 команчи играли лидирующую роль в войне на реке Ред-Ривер, после поражения были окончательно поселены в резервации. С конца 1880-х годов распространился пейотизм. В 1901 году резервация поделена на частные наделы (аллоды). Разработка нефти на землях команчей позволила им получать высокую арендную плату. После смерти в 1911 вождя Куана Паркера управлялись так называемым Деловым комитетом кайова, команчи и кайова-апачи. Во время 2-й мировой войны из команчей было создано специальное подразделение в составе войск связи, использовавшее команчский язык в качестве шифра. В 1966 году правительство признало «Племя команчи Оклахомы».

Современные команчи сильно метисированы. Большинство из них сдают свои наделы белым фермерам и нефтедобытчикам. Многие работают на базах ВВС, пожарными, егерями и др. Сохраняются большие семьи, традиционные ритуалы (пляска Погремушки) и игры, сопровождающиеся сольным пением под аккомпанемент бубна.

Лит.: Hoebel Е. А. Political organization and law-ways of the Comanche Indians. Menasha, 1940; Wallace Е., Hoebel Е. А. The Comanches: lords of the South Plains. Norman; L., 1986; Kavanagh Th. W. Comanche political history: an ethnohistorical perspective, 1706-1875. Lincoln, 1996; Kavanagh Th. W. Comanche // Handbook of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 2; Betty G. L. Comanche society: before the reservation. College Station, 2002; Meadows W. С. Kiowa, Apache, and Comanche military societies. Austin, 2003.

Г. Б. Борисов; Г. В. Дзибель (система терминов родства).