Комбинированная киносъёмка

КОМБИНИРОВАННАЯ КИНОСЪЁМКА, методы и приёмы киносъёмки, позволяющие объединить в одном кадре изображения объектов, полученные в разное время и в разном масштабе (например, актёрской сцены, снятой в павильоне, с натурным фоном; сочетание реальной декорации с макетом или рисунком), изменить временной масштаб действия в части кадра или в целом кадре (замедленная или ускоренная съёмка), а также представлять зрителю объект в форме, отличной от реально существовавшей при съёмке. Комбинированная киносъёмка даёт возможность показывать на экране грандиозные и фантастические сооружения, создавать сцены, которые невозможно снять обычными способами (воздушные и морские бои, стихийные явления, ландшафты планет и т. п.), изменять пейзаж по тональности и колориту, достигать необычных превращений и эффектов. Посредством комбинированной съёмки изготовляют также надписи и монтажные переходы в кинофильме, научно-популярные и анимационные фильмы. Наибольшее распространение получили следующие методы комбинированной киносъёмки.

Метод многократного экспонирования основан на формировании изображения в результате последовательной съёмки нескольких объектов на один и тот же участок киноплёнки; используется для усиления выразительности снимаемого эпизода (например, сцены воспоминаний или сновидений), получения изображения в виде наплыва, съёмки вечерних и ночных пейзажей со световыми эффектами и др. При такой съёмке изображения как бы накладываются друг на друга, в результате получается кадр, состоящий из нескольких взаимно просвечивающих изображений. Непросвечивающее изображение получают съёмкой кадра по частям с помощью неподвижной маски - непрозрачной заслонки, устанавливаемой перед объективом киноаппарата, которая перекрывает часть кадра, оставляя другую открытой для экспонирования. При вторичной съёмке части меняют местами, т. е. закрывают экспонированную часть кадра. Этот метод позволяет, например, показать на экране одного актёра одновременно в двух ролях. Кроме неподвижных масок, применяются подвижные (так называемые блуждающие) маски.

Реклама

В методе блуждающей маски изображение снимаемой сцены получают в два приёма с использованием специальной масочной киноплёнки. Сначала снимают передний план на тёмном фоне; съёмка осуществляется на обыкновенную и масочную киноплёнки, сложенные вместе. Затем масочную плёнку подвергают химико-фотографической обработке, в результате чего на ней возникает видимое непрозрачное изображение (например, силуэт актёра), служащее маской при втором экспонировании. Непроявленную плёнку совмещают с маской таким образом, чтобы силуэтное и скрытое негативное изображения актёра совпали, и через прозрачные участки масочной киноплёнки повторно снимают желаемый фон сцены.

Метод проекционного совмещения позволяет совместить в одном кадре несколько ранее снятых изображений (пересъёмкой их проекций с одного экрана) либо актёрскую сцену и отдельно взятый фон (съёмкой актёров на фоне изображения, спроецированного на экран). Съёмка объектов на фоне изображения, спроецированного сзади на просветный экран, получила название рирпроекции (от английского rear - задний, расположенный сзади), а спроецированного со стороны киносъёмочного аппарата на отражающий экран, - фронтпроекции (от латинского frons - лоб, передняя сторона). Съёмка при проекционном совмещении может производиться как с нормальной частотой (обычно 24 кадр/с), так и в покадровом режиме; применяется, например, для создания на экране изображения космических объектов, воспроизведения «движущегося» фона за окнами автомашин и поездов, ускорения, замедления или остановки действия, изменения направления движения на обратное, а также для соединения отдельных монтажных кадров между собой, получения кинотрюков и др.

Метод перспективного совмещения основан на соединении в одном кадре изображений объектов, различных по масштабу и пространственному положению, для создания иллюзии реальной перспективы. Этим приёмом нередко пользуются для изображения объекта увеличенным или уменьшенным во много раз (например, человека великаном или карликом) путём изменения относительных масштабов декораций (так называемое масштабное совмещение), а также для съёмки сцен, в которых надо соединить в кадре удалённые от киноаппарата объекты с объектами, находящимися вблизи него (пространственное совмещение). Широко применяется способ киносъёмки, при котором натура (или декорация) совмещается с рисунком или макетом. Часто макеты и рисунки используются не только для увеличения или уменьшения в кадре размеров натурных сооружений или декораций, но и как элементы переднего и заднего планов в композиции кадра. Метод перспективного совмещения применяется для съёмки фантастических и сказочных сюжетов и др.

С середины 1990-х годов для создания различных спецэффектов наряду с традиционными способами комбинированной киносъёмки широко используются компьютерные методы, основанные на переводе изображения путём сканирования с киноплёнки в цифровой формат, последующей обработки массива информации (файлов) с применением компьютерной графики и обратной перезаписи «исправленного» изображения на киноплёнку. Оцифровка киноплёнки с высокой степенью разрешения производится на специальных высокоскоростных фильм-сканерах, имеющих встроенный компьютер с графическим интерфейсом, что позволяет получать высококачественные изображения.