Коменский Ян Амос

Коменский (Komenskÿ, Comenius) Ян АмосКОМЕНСКИЙ (Komenskÿ, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия) - 15.11.1670, Амстердам], чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины чешских братьев. Учился в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611-14). В 1614-1620 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия), где в 1618 году избран священником.

В 1650 стал первым епископом чешских братьев, вместе с которыми подвергался гонениям; с 1628 года жил в изгнании в Польше (г. Лешно), Венгрии, Швеции, Голландии.

Философские взгляды Коменского сложились во многом под влиянием идей Ф. Бэкона и Х. Л. Вивеса. В ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии» (1613) Коменский выделял три источника познания: чувства, разум и Священное Писание, считая, что «нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме».

Реклама

Ещё в период обучения Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения (трактат «О чешской поэзии» - «О роеzii ceske», 1620). Острая сатира на европейское общество времён Тридцатилетней войны 1618-48 содержится в сочинении «Лабиринт мира и рай сердца» («Labirynt swëta а ràj srdce», 1623, опубликовано в 1631, русский перевод 1896), поэтика которого (в первую очередь образы лабиринта и искажающих картину реальности очков) во многом перекликается с произведениями литературы европейского маньеризма и барокко.

Видя путь к исправлению мира в совершенствовании системы воспитания и образования людей, Коменский изложил проект всесторонней педагогической реформы и универсального обучения в сочинениях на чешском языке «Дидактика» (1628-32, опубликованы в 1649; её переработанный в 1631-32 вариант был назван им «Рай церкви, или Рай чешский») и на латинском языке «Великая дидактика» («Didactica magna», 1633-1638, опубликовано в 1657, русский перевод 1875-77). «Информаторий материнской школы» стал первой теорией дошкольного воспитания детей. Коменский создал единую систему образования и наметил её структуру: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного Писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии, наряду с традиционными семью свободными искусствами, Коменский вводил естествознание, историю, географию). Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет (к этой системе в позднейшей «Панпедии» Коменский добавил «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь). Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу преподавания и подготовил ряд учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Придя к убеждению, что человек должен получить целостную систему знаний о природе, человеке и духовном мире, он создал учебник «Открытая дверь к языкам» («Janua linguarum reserata», 1631), переведённый на 16 языков. Проект энциклопедической системы знания - пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» - «Pansophiæ Prodromus», 1639, русский перевод 1939) был поддержан в Англии и Франции, английский парламент даже принял постановление об организации учёной коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражданская война.

Приглашённый в 1640-х годах в Швецию для проведения школьной реформы, Коменский подготовил учебники латинского языка для шведских школ: «Преддверие латинского языка» («Vestibulum latinæ linguæ»), «Зал латинизма» («Atrium linguæ latinæ», 1643- 1649, опубликован в 1649) и др. С 1650 года проводил реформу школ в Венгрии, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства школы, обосновав её принципы в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Иллюстрированный учебник латинский язык для начинающих «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658, русский перевод 1768) стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).

С 1656 года Коменский жил в Амстердаме, где подготовил 4-томное собрание своих латинских педагогических сочинений. Начатый в 1644 году труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica», часть 1-2, 1662, полностью издан в 1966 году в Праге), ставший итогом его философско-педагогических и социально-реформаторских планов, представляет собой грандиозный проект улучшения общественной жизни и международных отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Произведение состоит из нескольких частей, посвящённых всеобщему «пробуждению» («Панегерсия»), «просвещению» («Панавгия»), «всеобщей мудрости» («Пансофия»), всеобщему «устроению» («Пантаксия») и «воспитанию» («Панпедия»), для повышения эффективности которого и обеспечения сотрудничества между народами Коменский предлагал создать «всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает этот проект полного преобразования всех сфер человеческой деятельности (прежде всего философии, религии и политики), причём самоисправление каждого отдельного человека связывалось Коменским с исправлением основных общественных институтов (семьи, школы, церкви, государства). Идеи Коменского оказали громадное воздействие на всё последующее развитие европейской педагогики.

Соч.: Opera didactica omnia. Praha, 1957. Vol. 1-3; Избр. педагогические соч. М., 1982. Т. 1-2; Соч. М., 1997; [Избр. соч.]. М., 2002.

Лит.: Acta comeniana. Brno; Praha, 1912-1969-. Vol. 1-25-; Capkova D. Nëkteré zâkladni principy pedagogického mysleni J. А. Komenského. Praha, 1977; Otâzky soucasné komeniologie. Praha, 1981; Смоляницкий Я. А. Три века Я. А. Коменского. М., 1987; Кратохвил М. В. Жизнь Я. А. Коменского. М., 1991.

Д. Чапкова, Л. А. Микешина.