Комическая опера

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА, опера комедийного содержания. Как музыкально-театральный жанр комическая опера моложе серьёзной оперы (смотри Опера-сериа, Музыкальная трагедия). В эпоху барокко комедийные элементы вводились в оперу в качестве побочной интриги в основном действии либо в виде вставных интермедий между актами (со временем такие интермедии стали самостоятельными). Существовала в ряде национально-исторических жанровых разновидностей. Из комедийных интермедий в Италии в 1730-х годах родилась опера-буффа (Дж. Б. Перголези, И. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Дж. Россини и многие др.), в Испании в 1750-х годах - тонадилья (Т. Л. Мисон, А. Герреро, П. Эстеве, Б. де Ласерна, М. дель П. В. Р. Гарсия). Для французской театральной традиции была характерна «комедия с песенками» (comédie meléе d’ariettes), впоследствии (в связи с пародированием спектаклей придворной оперы) названная опера-комик (opéra comique; буквально - смешная опера). Испытав влияние оперы-буффа, она в середине 18 века приобрела черты самостоятельного жанра у Ж. Ж. Руссо, Ф. А. Филидора, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри, А. Буальдьё и др. В Англии ей соответствовала балладная опера (И. К. Пепуш), в Германии и Австрии - зингшпиль (И. К. Штандфус, И. А. Хиллер, Й. А. Бенда, К. Г. Нефе, И. Хольцбауэр, Й. Гайдн, И. Умлауф, К. Диттерсдорф, В. А. Моцарт, В. Мюллер и др.).

Реклама

В России комическая опера развивалась с последней трети 18 века под влиянием оперы-комик, была связана с формированием национальной композиторской школы светского направления (Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин). Как правило, в комической опере избегались мифологические и историко-легендарные сюжеты. Мелодика ближе бытовым и народным истокам, чем в операх-сериа, несложные характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), стиль арий значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Для зингшпиля, французской и русской комической оперы характерно наличие разговорных диалогов, для итальянской оперы-буффа - речитативов.

Достижения комической оперы были развиты и преобразованы В. А. Моцартом в его вершинных произведениях, которые уже не относятся полностью к исходным разновидностям жанра: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» (с чертами оперы-буффа), «Волшебная флейта» (сказочная феерия с чертами зингшпиля). Немецкий зингшпиль вырос до национальной романтичной оперы в творчестве К. М. фон Вебера («Вольный стрелок»). Поздние образцы итальянской комической оперы - у Дж. Верди («Фальстаф»), Дж. Пуччини («Джанни Скикки»). Русская комическая опера, смыкаясь в 1-й половине 19 века с жанром водевиля (А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский) и пройдя этап романтизации (так называемая волшебно-комическая опера, образец - «Леста, Днепровская русалка» С. И. Давыдова), приобрела новые качества в искусстве классиков - М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова - и оказала влияние на творчество некоторых европейских композиторов (Б. Сметана и др.). В 20 веке в жанре комической оперы работали М. Равель, Р. Штраус, П. Хиндемит, К. Орф, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Т. Н. Хренников и др. С комической оперой сближаются оперетта, мюзикл, музыкальная кинокомедия и другие музыкально-драматические жанры.

Лит.: Русская комедия и комическая опера XVIII в. / Под редакцией П. Н. Беркова. М.; Л., 1950; История русской музыки. М., 1985-1986. Т. 3-4; Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII в. М., 1985; Данько Л. Г. Комическая опера в XX в. 2-е изд. Л., 1986.

Смотри также литературу при статьях Зингшпиль, Опера.