Комикс

КОМИКС (английский - comics; множественное число от comic - комический, смешной), серия рисунков с кратким текстом, образующих связное повествование. Предшественники комиксов - серии гравюр (ксилографий) назидательного либо религиозного содержания (с конца 15 века, преимущественно в Германии), более поздние тематические серии (в том числе циклы социальных и политических карикатур) 17 - начала 19 века в Нидерландах, Франции (Ж. Калло), Великобритании (У. Хогарт, Т. Роулендсон), Испании (Ф. Гойя) и России, а также рисунки («истории в картинках»), которые создавали в 19 веке швейцарский художник Р. Тёпфер (его принято считать родоначальником современного комикса) и В. Буш. Распространение комикса связано с развитием газетной индустрии в США, когда для привлечения читателей издатели стали использовать цветную печать и развлекательный иллюстрационный материал. Один из первых газетных комиксов - «Жёлтый паренёк» (1895, художник Р. Ф. Аутколт); по аналогии с его названием появилось понятие «жёлтая пресса». Окончательную форму комиксу придал Р. Дёркс, который в 1897 году применил графическую окантовку реплик персонажей. Большое влияние на комиксы оказал кинематограф. В США комиксы публиковались не только в газетах, но и в журналах, а затем стали выпускаться в виде брошюр, книг, альбомов. Сложились жанры комикса - бытовой (наиболее популярны серии «Сиротка Энни», с 1924, и «Блонди», с 1930), приключенческий («Тарзан», с 1929), фантастический («Супермен», с 1938; «Бэтмен», с 1939), детективный («Дик Трейси», с 1931), анималистский («Микки Маус», с 1930), также комикс ужасов, эротического, социально-критического и политического содержания (особенно с 1960-х годов). Наиболее известные американские художники комиксов - У. Маккей, У. Дисней, Х. Фостер, У. Келли.

Реклама

В Европе особое развитие получили научно-популярные комиксы для детей (бельгийский художник Ж. Реми, французский и каталонский художник К. Арнал), юмористические комиксы (французский художник Ж. Эффель), политические комиксы (датский художник Х. Бидструп, французский художник Ж. Тарди). Многие комиксы вошли в арсенал современного кино и телевидения, театра и эстрады. Комиксы относятся к области массовой культуры. Для значительной их части характерны тяготение к китчу, стремление шокировать читателя с помощью специальных приёмов - орфографических ошибок, жаргона, сленга и т.п. Во 2-й половине 20 века комикс стал объектом интереса художников поп-арта (Р. Лиxтенстайн, Э. Уорхол и др.), которые иронически обыгрывали стилистические особенности комикса (броский локальный цвет, штампованность рисунка и т.п.).

Комикс

Лит.: Welke М. Die Sprache der Comics. 2. Aufl. Fr. / М., 1966; FeifferJ. The great comic book heroes. L., 1967; Daniels L. Comix: а history of comic books in America. L., 1973; Schodt F. L. Manga! Manga! The world of Japanese comics. N. Y., 1988; Marschall R. America’s great comic-strip artists. N. Y., 1989; О’Sullivan J. The great American comic strip: one hundred years of cartoon art. Boston, 1990; Inge М. Comics as culture. Jackson, 1990; Clark А., Clark L. Comics: an illustrated history. L., 1991; Masters of American comics. New Haven; L., 2005; Carton America: comic art in the Library of Congress. N. Y., 2006.

К. М. Сухоруков.