Комиссаржевский Фёдор Фёдорович

Комиссаржевский (Коммиссаржев- ский) Фёдор ФёдоровичКОМИССАРЖЕВСКИЙ (Коммиссаржевский) Фёдор Фёдорович [23.5(4.6).1882, Венеция - 16.4.1954, Дариен, штат Коннектикут, США], российский режиссёр, художник и теоретик театра, переводчик, педагог. Сын Ф. П. Комиссаржевского, брат В. Ф. Комиссаржевской. Воспитывался в Санкт-Петербургском кадетском корпусе, позднее получил архитектурное образование. В 1906-09 в Драматическом театре, организованном Комиссаржевской в Санкт-Петербурге (Комиссаржевский - пайщик театра, переводчик шедшей здесь западной драматургии, заведующий постановочной частью, режиссёр). Поставил спектакли: «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907), «Чёрные маски» Л. Н. Андреева (1908, совместно с А. П. Зоновым), «Праматерь» Ф. Грильпарцера (1909, совместно с А. И. Бенуа), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1909) и др. В режиссёрских работах этого периода ощущались стремление Комиссаржевского сохранить верность первоначальным декларациям символизма и, несмотря на полемику с В. Э. Мейерхольдом, зависимость от эстетики его спектаклей. Сотрудничал с Н. Н. Евреиновым (в 1909 организовал вместе с ним пародийный «Весёлый театр для пожилых детей»). В 1910 Комиссаржевский переехал в Москву. В 1910-13 годах работал в Театре Незлобина, в Малом театре. В комедийном репертуаре («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Мещанин-дворянин» по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Лекарь поневоле» Мольера, и др.) находили отражение стилизаторские, традиционалистские тенденции, преобладали зрелищность, празднично-игровое начало. Философский смысл пьесы Комиссаржевский стремился раскрыть в спектаклях «Фауст» И. В. Гёте, «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, и др. Отводя ведущее место в театре актёру, Комиссаржевский опирался и на идеи К. С. Станиславского, особенно важны для него были проблемы актёрского перевоплощения. Аскетизм выразительных средств, внутренняя сосредоточенность и эмоциональная приподнятость актёрского существования, подчинённость единому ритму, цветовая и световая партитура, направленные на создание определённой атмосферы, призваны были раскрывать «вечное во временном». В 1910 году совместно с В. Г. Сахновским создал в Москве школу-студию, на основе которой в 1914 организовал Театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Среди постановок: «Димитрий Донской» В. А. Озерова (с В. Г. Сахновским), «Гимн Рождеству» по Ч. Диккенсу (обе 1914), «Каждый человек» (моралите 15 века), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба (с Зоновым), «Выбор невесты» Э. Т. А. Гофмана (с Сахновским), «Проклятый принц» А. М. Ремизова (с Зоновым), «Скверный анекдот» по Достоевскому (все 1915), «Майская ночь» по Н. В. Гоголю (с Зоновым), «Электра» Г. Гофмансталя (обе 1916), «Лизистрата» Аристофана, «Пан» Ш. ван Лерберга (с Сахновским, обе 1917). Публиковал статьи о театральном искусстве в журналах «Студия», «Маски» и др., серьёзно изучал современную философию и психологию; большое влияние на него оказал интуитивизм А. Бергсона. Как оперный режиссёр, Комиссаржевский ставил спектакли в Опере С. И. Зимина («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1915; «Клара Милич» А. Д. Кастальского по мотивам повести И. С. Тургенева, 1916; «Орестея» С. И. Танеева по трагедии Эсхила, 1917), в Большом театре («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1918) и др. Стремясь воспитать синтетического актёра, Комиссаржевский в 1918 открыл в Москве Театр-студию при Художественно-просветительном совете рабочих организаций (театр ХПСРО) спектаклем «Похищение из сераля» В. А. Моцарта (совместно с В. М. Бебутовым).

Реклама

В сезон 1918/19 осуществил постановки: «Брак поневоле» Мольера, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Паяцы» Р. Леонкавалло, и др. Одна из самых значительных работ здесь - спектакль «Буря» У. Шекспира (с Бебутовым, 1919) в конструктивистском оформлении самих постановщиков. С 1919 (с перерывами) в Великобритании (первые работы - опера «Князь Игорь» Бородина в «Ковент-Гарден» и «Сестра Беатриса» М. Метерлинка в Русском обществе музыкального и драматического искусства). В сезон 1922/23 работал в Нью-Йорке в театре «Гилд» («Благовещение» П. Клоделя, «Счастливчик» А. Милна, «Пер Гюнт» Г. Ибсена), в 1923 - в Париже, в Театре Елисейских Полей («Дуэнья» Р. Б. Шеридана, опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, и др.). В 1925-36 с участием актёров Дж. Гилгуда, П. Эшкрофт, Э. Эванс и др. поставил в Лондоне пьесы А. П. Чехова «Иванов» (1925), «Дядя Ваня» (1926), «Три сестры» (1926), «Чайка» (1936), обогатив английский театр новым представлением об этом драматурге. В 1931 в театре «Летучая мышь» под руководством Н. Ф. Балиева (Париж) осуществил постановку «Пиковой дамы» по А. С. Пушкину, завоевавшую огромную популярность. В 1930-х годах в Шекспировском мемориальном театре (город Стратфорд-апон-Эйвон) ставил по пьесам Шекспира спектакли, продолжавшие линию философского театра («Венецианский купец», 1932; «Макбет», 1933; «Король Лир», 1936). С 1939 в США. Среди постановок: «Джордж Симпл» (фарс по пьесе «Жорж Данден» Мольера, 1940), «Гроза» Островского (1942), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1947), «Цимбелин» Шекспира (1950). Работал в «Нью-Йорк сити опере» («Князь Игорь» Бородина, «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, оба 1945; «Аида» Дж. Верди, «Дон Жуан» Моцарта, «Пелеас и Мелизанда» К. Дебюсси, все 1948; «Сказки Гофмана» Оффенбаха, 1949; «Сказание о граде Китеже», «Золотой петушок» Римского-Корсакова, оба 1952). Комиссаржевский часто выступал как художник в своих спектаклях, серьёзно занимался историей костюма. Среди учеников Комиссаржевского в 1910-20-х годах: М. И. Бабанова, В. В. Барсова, И. В. Ильинский, А. П. Кторов, М. И. Жаров, А. Я. Закушняк, А. М. Мессерер, В. Ф. Зайчиков. В конце 1920 – в 30-х годах преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне, в 1940-х годах - в Йельском университете (поставил здесь спектакль «Вишнёвый сад» Чехова, 1941).

Соч.: Театральные прелюдии. М., 1916; Творчество актера и теория Станиславского. П., [1916]; Myself and the theatre. L., 1929; The costume of the theatre. L., [1931]; The theatre and а changing civilisation. L., [1935]; Я и театр. М., 1999; История костюма. М., 2005.

Лит.: Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М.; Л., 1928; Leiter S.D. Encyclopedia of the New York stage, 1920-1930 / Ed. S. D. Leiter. Vestport, 1980. Vol. 2; Ильинский И. Сам о себе. М., 1984; Tolmacheva G. Creadores del teatro moderno. 2 ed. Mendoza, 1992; Бартошевич А. В. Ф. Комиссаржевский: Чехов и Шекспир // Диалог культур. М., 1997.