Комитас

Комитас КОМИТАС (настоящие имя и фамилия Согомон Геворкович Согомонян) (26.9.1869, Кутана, Турция - 22.10.1935, Париж; похоронен в 1936 в Ереване), армянский композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог. В 1893 году окончил Духовную академию в Эчмиадзине, рукоположен в иеромонахи (под именем Комитаса - католикоса, гимнографа 7 века), с 1894 архимандрит. В 1895 занимался теорией музыки у М. Г. Екмаляна в Тифлисе.

В 1896-99 жил в Берлине, окончил консерваторию Р. Шмидта, посещал лекции по философии, эстетике, истории музыки в университете; в 1899 по приглашению Международного музыкального  общества прочитал лекцию об армянской музыке. В 1899 вернулся в Эчмиадзин, преподавал музыкальные предметы и руководил хором Духовной академии, выступал с ним в Тифлисе (1905), затем в Париже, в Швейцарии и Италии (также читал лекции). Занимался собиранием и исследованием армянского крестьянского фольклора, в 1913 был в экспедиции в Армении, впервые записал курдские песни. В 1910 из-за конфликта с церковными властями переехал в Константинополь, где создал хоровую капеллу «Гусан». В этот период начал изучение армянской невменной нотации (смотри Хазы). В 1915, под впечатлением массовой резни армян, организованной турецкими властями, заболел психически. С 1919 года жил в Париже.

Реклама

Комитас сыграл выдающуюся роль в формировании новой армянской музыки, стал основоположником армянской научной музыкальной  фольклористики. Его музыкальные  сочинения отразили картину жизни армянского народа, открыли новые пути творческого использования национального фольклора. Мастер хорового многоголосия, Комитас создал на фольклорной основе ряд хоров без сопровождения, среди них - «Лору гутани оровел» («Лорийская плужная песня»), «Гутанегр» («Песня плуга»), «Еркрагорци ерг» («Песня земледельца»), «Кали ерг» («Песня гумна»). Национальными эмблемами стали песни трагического содержания «Крунк» («Журавль»), «Антуни» («Бездомный»), «Цирани цар» («Абрикосовое дерево»), «Цицернак» («Ласточка»). Благодаря трудам Комитаса многоголосие проникло в армянское богослужение, в Армянской апостольской церкви исполняется созданный им Патараг (литургия; завершён его учеником В. Саркисяном, издан в 1933 в Париже). Среди других музыкальных  сочинений - фортепианные и камерно-инструментальные пьесы. Сохранились аудиозаписи сольных песен Комитаса в авторском исполнении.

Имя Комитаса присвоено квартету (Квартет имени Комитаса), Ереванской консерватории (1946).

Нотные изд.: Собр. соч.: В 14 т. / Под редакцией Р. Атаяна и Г. Геодакяна. Ер., 1969-2006.

Соч.: Народные песни. Этнографический сборник. Ер., 1931. [Т. 1]; Статьи и исследования / Собрал Р. Терлемезян. Ер., 1941 (на армянском языке); Армянские народные песни и пляски. Этнографический сборник. Ер., 1950. Т. 2; Армянская духовная (церковная) музыка // Советская музыка. 1969. №10; Исследования и статьи: В 2 т. Ер., 2005-2007 (на армянском языке).

Лит.: Шавердян А. И. Комитас и армянская музыкальная культура. Ер., 1956; Геодакян Г. Ш. Комитас. Ер., 1969; Комигасакан: В 2 т. Ер., 1969-1981 (на армянском языке); Тагмизян Н. К. Комитас и музыкальное наследие армянского народа. Пасадена, 1994 (на армянском языке).

Э. А. Мирзоева.