Комитет министров

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, высший совещательный и распорядительный орган при российском императоре в 1802-1906 годах. Учреждён 8(20).9.1802, одновременным созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отдельных министров и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств.

В состав Комитета министров входили: министры и главноуправляющие центральных государственных учреждений (в их отсутствие в заседаниях Комитета министров участвовали их товарищи); обер-прокурор Синода (с 1835); председатели департаментов Государственного совета (с 1812, в 1810-12 - только по важным делам); главноуправляющие отделениями Собственной Его Императорского Величества канцелярии (с 1880 - только главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, с 1882 - также главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией); главнокомандующий в столице (до 1825); государственный секретарь (с 1893); особо назначенные императором лица. До 1812 года в Комитете министров председательствовал император, а в его отсутствие - члены по старшинству (с 1810 - государственный канцлер), с 1812 - особо назначенный императором председатель (эта должность до 1865 являлась высшей, а затем одной из высших должностей в Российской империи). В разные периоды председатель Комитета министров являлся одновременно председателем Государственного совета (1812-65), Кавказского комитета (1865-82) и Совета министров [19.10(1.11).1905 - 23.4(6.5).1906], а также вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги (1892-1905).

Реклама

Комитет министров рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде временных правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике Комитет министров неоднократно рассматривал их в обход Государственного совета.

Компетенция Комитета министров менялась. Он выносил предварительные заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отдельного министра (с 1803), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804-92); высшие административные дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816); дела по Военному министерству, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению (с 1830); дела по Великому княжеству Финляндскому, касавшиеся других частей Российской империи (с 1834); дела об изменении уставов и размеров основного капитала акционерных обществ, о разрешении иностранным обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866); дела о запрете сообществ (в 1874-1905); дела об объявлении отдельных местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881); списки государственных должностей, несовместимых с участием в частных промышленных обществах (с 1884); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890) и городских дум (с 1892), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действительную военную службу из запаса (с 1894); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897); дела о назначении мест ссылки (с 1900).

Заключения Комитета министров подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления Комитета министров по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. Комитет министров имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867) и приостанавливать распространение книг и периодических изданий, освобождённых от предварительной цензуры (с 1872). До 1841 в случае отсутствия императора в столице Комитет министров решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).

Реальная роль Комитета министров зависела от степени доверия императора Государственному совету и от влияния и инициативности председателя Комитета министров. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П. А. Валуеве, М. Х. Рейтерне, Н. Х. Бунге и С. Ю. Витте.

После создания объединённого правительства - Совета министров [19.10(1.11).1905] Комитет министров рассматривал только текущие административные дела. Упразднён 23.4(6.5).1906 в связи с принятием Основных государственных законов 1906.

Председатели Комитета министров: Н. И. Салтыков (1812-16), П. В. Лопухин (1816-27), В. П. Кочубей (1827-34), Н. Н. Новосильцов (1834-38), И. В. Васильчиков (1838-47), В. В. Левашов (1847-48), А. И. Чернышёв (1848-56), А. Ф. Орлов (1856-61), Д. Н. Блудов (1861-64), П. П. Гагарин (1864-72), П. Н. Игнатьев (1872-79/80), П. А. Валуев (1879/80- 1881), М. Х. Рейтерн (1881-86/87), Н. Х. Бунге (1887-95), И. Н. Дурново (1895-1903), С. Ю. Витте (1903-06).

Лит.: Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб., 1902. Т. 1-5; Лемке М. К. Комитет министров за полвека // Вестник права. 1902. Кн. 9-10. 1903. Кн. 1; Ремнев А. В. Проблема «объединенного правительства» и упразднение Комитета министров Российской империи // Исторический ежегодник. 2004. Омск, 2005.

Д. И. Раскин.