Комлева Габриэла Трофимовна

КОМЛЕВА Габриэла Трофимовна (родилась 27.12.1938, Ленинград), российская артистка балета, педагог, балетмейстер, народная артистка СССР (1983). В 1957 году окончила ЛХУ (педагоги В. С. Костровицкая, В. П. Мей), в 1984 - балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. В 1957-88 в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Драматическое дарование, богатство и выразительность красок делали эмоционально насыщенной и многоплановой каждую роль Комлевой - от лирической до трагедийной. Одна из тех, кто определял направление поисков в современной хореографии, Комлева была первой исполнительницей партий в балетах И. Д. Вельского (Потерявшая любимого - «Берег надежды» А. П. Петрова, Девушка - «Ленинградская симфония» на музыку  Д. Д. Шостаковича), К. М. Сергеева (Планета - «Далёкая планета» Б. С. Майзеля), О. М. Виноградова (Асият - «Горянка» М. М. Кажлаева, Государственная премия РСФСР, 1970). Этапными в освоении классического наследия стали её интерпретации образов Авроры, Одетты - Одиллии («Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Никии, Китри («Баядерка», «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Пахиты («Пахита» Э. М. Дельдевеза), Жизели («Жизель» А. Адана). Балерине близки сложные противоречивые натуры, драматические судьбы: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Сари («Тропою грома» К. Караева). Среди других партий: Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), 7-й вальс и Мазурка («Шопениана» на музыку  Ф. Шопена), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч. Пуньи). Первое исполнение в СССР: «Симфония до мажор» на музыку  Ж. Бизе (2-я и 3-я части, балетмейстер Дж. Баланчин), «Романтическое па де де» Ф. Обера (балетмейстер В. Гзовский), «Па де катр» Пуньи (балетмейстер А. Долин по Ж. Перро), «Качуча» (из балета «Хромой бес» К. Жида, балетмейстер Ф. Эльслер, возобновление П. Лакотта).

Реклама

Вела активную концертную деятельность; балеты и номера для неё ставили Б. Я. Эйфман («Жар-птица» И. Ф. Стравинского), Л. В. Якобсон (ироническое па де де «Ковбои» на музыку  Т. И. Когана), Д. А. Брянцев («Романс» на музыку  Г. В. Свиридова) и др. Вела циклы телепередач «Премудрости Терпсихоры» (1985-89), «Театральный лабиринт» (2001), цикл радиопередач «Петербургский балет. События и судьбы» (2002-2003). Снималась в телефильмах-концертах: «Образы танца», «Танцует Габриэла Комлева», «Неистовая Айседора»; в телеэкранизациях балетов: «Жар-птица», «Баядерка», «Ленинградская симфония», «Золушка», «Павана мавра». В 1971-78 годах преподавала в ЛХУ; с 1979 педагог, с 1989 балетмейстер-репетитор Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 Мариинский театр); с 1987 ведёт курс «Искусство балетмейстера-репетитора» в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории (профессор с 1994). Осуществила перенос и возобновление классических спектаклей: «Лебединое озеро» (1986), «Спящая красавица» (1987) - Новосибирск, «Шопениана», «Пахита», картина «Тени» из балета «Баядерка» (совместно с Н. С. Янанис, все 1990) - Берлин. Преподаёт за рубежом. Премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1966). Премия лучшему репетитору на Международном конкурсе артистов балета в Москве (1993).

Комлева Габриэла Трофимовна

Г. Т. Комлева в партии Никии («Баядерка» Л. Ф. Минкуса).

Соч.: Танец - счастье и боль. Записки петербургской балерины. СПб.; М., 2000.

Лит.: Вельский И. Г. Комлева // Советский балет. 1983. №3; Демидов А. Встречи в юбилейном году // Музыкальная жизнь. 1983. №16; Быстров П. П. Г. Комлева. Л., 1984; Савицкая Л. Вдохновенный академизм // Советский балет. 1987. №3; Давлекамова С. Талант и обаяние Габриэлы // Культура и жизнь. 1989. №2; Красовская В. М. Г. Комлева // Красовская В. М. Профили танца. СПб., 1999.

Б. А. Илларионов.