Коммерческие училища

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА, средние учебные заведения в Российской империи, сочетавшие общее среднее и среднее специальное (коммерческое) образование. Первое коммерческое училище открыто по инициативе и на средства П. А. Демидова при московском Воспитательном доме в 1772 году (с 1779 Демидовское коммерческое училище). В 1797 оно принято под покровительство императрицы Марии Фёдоровны, в 1799 отделено от Воспитательного дома, переведено в Санкт-Петербург и открыто как Санкт-Петербургское коммерческое училище. В 1804 в Москве основаны два коммерческих училища - Московского купеческого общества (Московское коммерческое училище) и частное К. И. Арнольда. В 1810 училище Арнольда преобразовано в Московскую практическую академию (среднее учебное заведение; с 1851 Московская практическая академия коммерческих наук) и передано специально созданному Обществу любителей коммерческих знаний. В начале 19 века действовали также коммерческие гимназии в Одессе (1804-17; преобразована в Ришельевский лицей) и Таганроге (1806-28; преобразована в общеобразовательную гимназию). В дальнейшем были созданы новые коммерческие училища - Одесское (1862), Петровское Санкт-Петербургское купеческие общества (1880), Александровское Московского биржевого общества (1885), Харьковское императора Александра III (1893) и частное Г. Ф. Файга в Одессе (1893). Коммерческие училища имели отдельные программы и состояли в ведении трёх ведомств - учреждений императрицы Марии (Санкт-Петербургское и Московское коммерческие училища), Министерства народного просвещения и Министерства финансов. По инициативе министра финансов С. Ю. Витте, который был энтузиастом создания такого рода учебных заведений, в 1894 законодательно установлено, что новые коммерческие училища должны открываться только в ведении Министерства финансов (в 1905 перешли в ведомство Министерства торговли и промышленности). Оно подготовило общее Положение о коммерческих учебных заведениях (1896), согласно которому сословным, предпринимательским и общественным организациям, органам городского и земского самоуправления, а также частным лицам было разрешено учреждать коммерческие учебные заведения разного типа (в том числе коммерческие училища), сообразуясь, прежде всего, с местными условиями. Начался бурный рост числа коммерческих училищ. Открылись так называемые общественные коммерческие училища: Киевское (впоследствии 1-е Киевское; 1896), Козловское (1897), Згержское (Лодзинский уезд Петроковской губернии; 1898), Лодзинское (1898), Пабияницкие (Лаский уезд Петроковской губернии) - мужское (1898) и женское (1899), Набилковское (1899; Москва) и многие др. Получили широкое развитие частные коммерческие училища. В 1912/13 учебном году в ведении Министерства торговли и промышленности находились 113 общественных и 102 частных коммерческих училища (в том числе 2 училища в Харбине), в которых обучались 44,6 тысяч юношей и 11,8 тысяч девушек. Основным источником существования училищ являлась плата за обучение. При общественных коммерческих училищах создавались попечительные советы, куда входили представители от организаций, участвовавших в содержании училищ, а также частные благотворители. Советы назначали директора и инспектора училища. Коммерческие училища пользовались казёнными ежегодными субсидиями и единовременными пособиями. Подавляющее большинство училищ были общедоступными. В начале 20 века среди учащихся коммерческих училищ преобладали дети мещан (около 45%) и крестьян (около 20%); около 1/3 учащихся были выходцами из буржуазных семей. Большинство коммерческих училищ были 8- или 7-классными, несколько училищ действовали в составе 4 или 3 старших классов (в них поступали дети, окончившие младшие классы средних учебных заведений). Общеобразовательная программа коммерческих училищ была близка к программе реальных училищ. Часть учебных часов в старших классах отводилась специальным предметам (товароведение, законоведение, бухгалтерия, счетоводство, статистика, химия и др.). Коммерческие училища готовили преимущественно служащих торговых, промышленных и страховых предприятий, банковских работников, а также преподавателей коммерческих дисциплин. Выпускники коммерческих училищ получали звание личного почётного гражданина, в отношении прав на высшее образование они приравнивались к выпускникам реальных училищ.

Реклама

В начале 20 века коммерческие училища являлись частью системы коммерческого образования, которая включала торговые классы и школы, курсы коммерческих наук, а также (с 1906) высшие коммерческие учебные заведения (Московский и Киевский коммерческие институты, Санкт-Петербургский институт высших коммерческих знаний и др.).

Положением ВЦИК «О единой трудовой школе» от 30.9.1918 коммерческие училища преобразованы в единые трудовые школы.

Коммерческие училища

Лит.: Григорьев С. Коммерческое образование в России и его нужды: Исторический очерк // Русское экономическое обозрение. 1898. №8-9; Тимофеев А. Г. История Санкт-Петербургского коммерческого училища: В 2 т. СПб., 1901-1902; Виноградов Н. Московское коммерческое училище. Сто лет жизни. М., 1904; Московская практическая академия коммерческих наук. 1810-1910. 100 лет. М., 1910; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных Учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 уч. год. П., 1914.