Комплексная система обучения

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (например, области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных явлений). Комплексная система обучения складывалась в теории и практике начального обучения в противовес разобщённости изучения отдельных предметов, в которых связи между отдельными фрагментами строятся на формально-логической основе. Элементы комплексной системы обучения содержались в педагогических системах: Ж. Ж. Руссо, который связывал учебный материал с естественными жизненными ситуациями, Ж. Жакото (обучение родному языку сосредоточивалось вокруг «образцового сочинения» - романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака», 1699), П. Робена, И. Ф. Гербарта, В. Рейна и др.

Теоретические основы и ведущие направления в практике комплексной системы обучения складывались на протяжении 1-й трети 20 века в рамках нового воспитания, прагматистской педагогики. Основными способами объединения содержания обучения являлись концентрация и корреляция (смотри Метод проектов) учебного материала. Меньшее распространение получило поверхностное объединение (ассоциация) элементов содержания по внешним, случайным связям между предметами, явлениями, видами деятельности.

Реклама

В России с 1860-х годов комплексную систему обучения разрабатывал К. Д. Ушинский, предложивший систему объяснительного чтения. Направленность воспитания и обучения, место и объём школьных дисциплин определял учебный предмет «Родной язык». Темы комплексов были взяты из семейной жизни ребёнка, окружающего быта и труда («Родное слово», 1864). В 1870-е годы в школы стали проникать предметные (или наглядные) уроки - предшественники интегрированного курса мироведения. С начала 20 века системообразующим компонентом содержания образования в отечественной начальной школе выступало природоведение. Применялись разнообразные формы корреляции комплексной системы обучения - аккордная система, цикловой метод, метод разовых заданий, производственное преподавание и др. В программах Государственного учёного совета 1922-23 основным принципом работы школы 1-й ступени была идея единого комплекса - «жизнь ребёнка и окружающей его среды». Программы 1923-27 содержали различные уровни комплексирования - от амальгирования (полная интеграция в начальной школе) к комбинированию (интеграция на уровне раздела ряда учебных предметов в 5-7-х классах) и к координации изучения предметов во 2-м концентре 2-й ступени. Осуществлялась интеграция и на основе интеллектуальных умений (дальтон-план). В начале 1930-х годов комплексная система обучения была отменена, восстановлена предметная система преподавания. С 1990-х годов комплексная система обучения возрождается в виде интегративных курсов и метапредметов.

Лит.: Вопросы комплексного обучения в школе. 2-е изд. Л., 1924-1926. Сб. 1-4; Рубинштейн М. М. Жизненные комплексы в трудовой школе. 2-е изд. М., 1925; Соколов К. Н. Методы комплексного преподавания. 6-е изд. М., 1925; Иванов С. В. Комплексная система обучения. 4-е изд. Курск, 1926.

М. В. Богуславский.