Компьютерная игра

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА,

1) взаимодействие по определённому алгоритму (с целью развлечения, обучения или тренировки) человека (группы людей) с компьютером или группы людей друг с другом посредством компьютера;

2) компьютерная программа, которая организует игровой процесс и управляет им, а также осуществляет взаимодействие между соперниками и партнёрами по игре или сама выступает в качестве игрока. В процессе компьютерной игры на экране дисплея наглядно отображается игровая ситуация; анализируя эту ситуацию, играющий реагирует на неё с помощью устройств ввода (клавиатуры, мыши, джойстика и др.). Ответные ходы или соответствующее изменение игровой ситуации компьютер воспроизводит на экране, часто со звуковым сопровождением.

Первой компьютерной игрой считают запатентованный в 1948 году в США Т. Голдсмитом-младшим и И. Р. Манном симулятор стрельбы ракетой по цели (на экране электронно-лучевой трубки), в котором можно было управлять скоростью и траекторией ракеты. В 1952 году в Кембриджском университете (Великобритания) А. С. Дуглас продемонстрировал на компьютере EDSAC программу для игры в «крестики-нолики». Игровое поле выводилось на экран электроннолучевой трубки; в качестве устройства ввода применялся телефонный дисковый номеронабиратель. В этой компьютерной игре противником человека впервые выступил компьютер. У. Хиггинботем (США) в 1958 году создал компьютерную игру «Теннис для двоих». На экран осциллографа выводились стилизованные изображения ракетки и мячика; для управления «ракеткой» применялся пульт с двумя кнопками «лево», «право». Первую интерактивную компьютерную игру «Космическая война» («Spacewar!») разработала в 1961 (для компьютера DEC PDP-1) группа студентов Массачусетского технологического института. В игре принимали участие два игрока, каждый из которых управлял виртуальным космическим кораблём, оснащённым ракетами. Эта игра поставлялась вместе с компьютерами платформы DEC PDP и стала первой широкодоступной компьютерной игрой. Массовое распространение компьютерные игры получили с появлением ПК (1976-77); например, за 10 лет производства домашнего компьютера ZX-Spectrum фирма «Sinclair Research» выпустила более 6000 наименований компьютерных игр. С конца 20 века над реализацией компьютерных игр трудится большое количество специалистов: художников, сценаристов, продюсеров и программистов. Уровень и качество компьютерных игр растут пропорционально совершенствованию технического оснащения компьютеров; применение мощных процессоров, видеокарт и др. позволяет выпускать красочные и многосюжетные компьютерные игры.

Реклама

Обычно компьютерные игры различают по жанрам: аркадные компьютерные игры, требующие от игрока быстроты реакции (например, для уничтожения движущихся объектов); приключенческие, в которых игрок действует в соответствии с определённым сюжетом (например, сказочным, фантастическим); стратегические, основанные на моделировании процесса производства, управления страной, армией и т.п.; симуляторы, имитирующие реальное управление каким-либо объектом (например, самолётом, автомобилем); логические игры; традиционные игры (например, шахматы, шашки, нарды и др.); обучающие и развивающие игры и др. Существуют также компьютерные игры, которые сочетают в себе элементы различных жанров. С развитием сетевых технологий и появлением Интернета большую популярность приобрели многопользовательские ролевые игры (где каждый играющий выступает в роли конкретного компьютерного героя) в режиме реального времени (например, «World of Warcraft», «Ragnarök», «MU Online»). В них могут принимать участие одновременно большое количество игроков (до нескольких тысяч).

Как и в любой игре, побудительный мотив к компьютерным играм - стремление получить удовольствие не только от результата, но и от самого процесса игры. Этот процесс становится для игрока ещё более привлекательным благодаря использованию в современной компьютерной игре мультимедийных возможностей компьютера (аудиовизуальные и тактильные эффекты, погружение в виртуальную реальность). Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми, как и другими занятиями, связанными с использованием компьютера, может иметь серьёзные психологические последствия и даже повлечь тяжёлые психические расстройства (например, компьютерная зависимость). В то же время компьютерные игры, как и игры вообще, являются одним из важнейших инструментов методики обучения, позволяя подавать сложную для понимания информацию в доступной и наглядной игровой и мультимедийной форме. Игровой подход находит применение не только при обучении детей и подростков, но и в других сферах, например при подготовке специалистов (компьютерные деловые игры, тесты в игровой форме и др.).

А. Г. Леонов.