Кончаловский Андрей Сергеевич

КОНЧАЛОВСКИЙ (Михалков-Кончаловский) Андрей Сергеевич (родился 20.8.1937, Москва), российский режиссёр, сценарист, продюсер, публицист, народный артист РСФСР (1980). Сын С. В. Михалкова, брат Н. С. Михалкова, внук П. П. Кончаловского и правнук В. И. Сурикова. В 1957-1959 годах учился в Московской консерватории, по классу фортепиано (педагог Л. Н. Оборин), в 1965 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма). Первая полнометражная режиссёрская работа - «Первый учитель» (1965, по мотивам одноимённой повести Ч. Айтматова; в основе сюжета - становление советской власти в Киргизии). В стиле «синема-верите» с непрофессиональными исполнителями в большинстве ролей снята лирическая драма из жизни современной деревни «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1967, вышла на экраны в 1987, премия Международного  кинофестиваля в Западном Берлине, 1988, Государственная премия РСФСР, 1990).

Кончаловский (Михалков-Кончалов­ский) Андрей СергеевичОструю полемику вызвали интерпретации Кончаловского отечественной литературной классики («Дворянское гнездо» по мотивам романа И. С. Тургенева, 1969; «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова, 1971, премия Международного  кинофестиваля в Сан-Себастьяне), молодёжная драма с элементами рок-оперы «Романс о влюблённых» (1974, главная премия Международного  кинофестиваля в Карлови-Вари) и «кинопоэма» о жизни сибирской деревни на протяжении 20 века «Сибириада» (1979, 4 серии, премия Международного  кинофестиваля в Канне). В 1980-е годы Кончаловский жил и работал за рубежом (преимущественно в Голливуде). Поставленные там на новом материале фильмы продолжали развивать основные темы его творчества. Таковы фильм «Любовники Марии» (1984, по мотивам рассказа А. П. Платонова «Река Потудань»), остросюжетный фильм «Поезд-беглец» (1985), семейная драма-притча «Застенчивые люди» (1987), трагикомедия «Гомер и Эдди» (1989, главная премия Международного  кинофестиваля в Сан-Себастьяне). В начале 1990-х годов Кончаловский возвратился в Россию. Фильм «Ближний круг» (1992, совместно с Италией и США) - драма «маленького человека» сталинской эпохи, постепенно освобождающегося от слепой веры в своего кумира. Рассматривая происходящее в стране с точки зрения поиска новых социальных ролей, Кончаловский дал карнавально-гротескный образ новой реальности в продолжении «Истории Аси Клячиной...» - в фильме «Курочка Ряба» (1994, совместно с Францией): 20 лет спустя герои ищут своё место в новых условиях. Черты сатирической трагикомедии свойственны и фильмам «Дом дураков» (2002, совместно с Францией, главная премия Международного  кинофестиваля в Венеции) и «Глянец» (2007). На телевидении Кончаловский поставил мини-сериалы «Одиссея» (1997, по мотивам поэмы Гомера, США) и «Лев зимой» (2003, по одноимённой пьесе Дж. Голдмена, совместно с Великобританией и США). Автор документального телецикла «Гении» (2003) – о крупнейших русских композиторах 20 века, ведущий и соавтор сценария цикла научно-популярных телеочерков «Культура - это судьба» (2006, 12 фильмов). Автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов, а также фильмов других режиссёров (Андрея А. Тарковского - «Каток и скрипка», 1961, «Иваново детство», 1962, «Андрей Рублёв», 1966, вышел на экраны в 1971; Ш. Айманова - «Конец атамана», 1971, Государственная премия Казахской ССР, 1972; Н. С. Михалкова - «Раба любви», 1976; и др.). Снялся в фильмах «Иваново детство», «Суд сумасшедших», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»). Также поставил фильмы: «Мальчик и голубь» (1962, короткометражный, совместно с Е. К. Осташенко, премия Международного  кинофестиваля для детей и юношества в Венеции), «Сломанное вишнёвое деревце» (1982, короткометражный, Франция), «Дуэт для солистки» (1986, США), «Танго и Кэш» (1989, США), «Гейдар Алиев» (2005, документальный). Постановщик опер П. И. Чайковского («Евгений Онегин», 1986, «Пиковая дама», 1989, обе в театре «Ла Скала»), С. С. Прокофьева («Война и мир», 2000, Мариинский театр), Дж. Верди [«Бал-маскарад», 2001, театр «Реджо» (Парма), Мариинский театр], драматических спектаклей [«Чайка» А. П. Чехова, 1989, театр «Одеон» (Париж), 2004, Московский театр имени Моссовета; «Мисс Жюли» А. Стриндберга, 2005, Московский театр на Малой Бронной; «Король Лир» У. Шекспира, 2006, Театр на Воли имени Т. Ломницкого, Варшава].

Реклама

Соч.: Парабола замысла. М., 1977; Низкие истины. М., 1998; Возвышающий обман. М., 1999; Белая сирень: кинороман. СПб., 2001 (совместно с Ю. М. Нагибиным); На трибуне реакционера. М., 2007.

Лит.: Богомолов Ю. А. Михалков-Кончаловский. М., 1990.

Е. Я. Марголит.