Кончерто Гроссо

КОНЧЕРТО ГРОССО (итальянский - concerto grosso, буквально - большой концерт), разновидность оркестрового концерта. Характерна для музыки барокко. Общий исполнительский состав кончерто гроссо, называемый тутти (итальянский tutti, буквально - все), включает нескольких солистов - кончертино (итальянский concertino) - и группу других музыкантов, которых обычно называют рипьено (итальянский ripieno). Состав кончертино мог быть различным (обычно 2 скрипки и виолончель, которую, как правило, поддерживал клавесин, исполнявший партию бассо континуо). Фрагменты, исполняемые группой солистов, контрастно сопоставляются с фрагментами, исполняемыми полным составом оркестра. Тенденция к трактовке оркестра в духе кончерто гроссо появилась ещё в 1660-70-е годы в творчестве А. Страделлы (вступительные «симфонии» к его кантатам и серенатам). Классические образцы кончерто гроссо - в творчестве А. Корелли (12 concerti grossi op. 6, написаны в конце 17 века, опубликован в 1714), Дж. Торелли, А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана и других композиторов. Произведения с признаками кончерто гроссо не всегда обозначались этим термином, авторы нередко обходились лишь общим жанровым наименованием - «concerto». В строении цикла преобладает 4-частная структура с медленными нечётными и оживлёнными, динамичными чётными частями (как и в сонатах того времени); 1 часть, как правило, написана в так называемой ритурнельной форме (смотри Концертная форма).

После десятилетий необычайной популярности в середине 18 века жанр кончерто гроссо исчез из активной композиторской практики. Интерес к нему возродился в 20 веке (Б. Мартину, Э. Кшенек, Э. Тамберг, А.Г. Шнитке).

Лит.: Krüger W. Das Concerto grosso in Deutschland. Reinbek, 1932; Engel Н. Das Instrumentalkonzert. 2. Aufl. Wiesbaden, 1971-1974. Bd 1-2; Зейфас Н. М. Concerto grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. М., 1975. Вып. 3; она же. Concerto grosso в творчестве Генделя. М., 1980; Hutchings А. The baroque concerto. 3rd ed. L., 1978; Palisca С. V. Baroque music. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1991; Selfridge-Field Е. Venetian instrumental music from Gabrieli to Vivaldi. 3rd ed. N. Y., 1994.

Ю. С. Бочаров.