Кончетто

КОНЧЕТТО (итальянский concetto - восприятие, представление, понятие; причудливый образ), тип изощрённой метафоры, основанный на неожиданном сближении далёких друг от друга образов и понятий. Понимание кончетто, нередко крайне затруднённое, предполагало активную работу читательского интеллекта. Кончетто наиболее характерны для европейской поэзии маньеризма и барокко: к кончетто (английский conceit) прибегали поэты метафизической школы в Англии (Дж. Донн, Дж. Херберт и т.д.), приверженцы неопетраркизма, а затем маринизма в Италии; консептизма в Испании и пр. Образец кончетто: луна - «небесный омлет» (Дж. Марино). Кончетто встречаются также в прозе барокко (Ф. де Кеведо-и Вильегас, Ф. Ф. Фругони). Основоположником теории кончетто считается Дж. Бруно («О героическом энтузиазме», 1585); в Италии её разрабатывали также М. Пеллегрини, П. Сфорца Паллавичини, Д. Бартоли и особенно Э. Тезауро («Подзорная труба Аристотеля», опубликован в 1654); в Испании - Б. Грасиан-и-Моралес («Остроумие, или Искусство изощрённого ума», 1642); в Англии - Ф. Сидни. Классицизм отверг приём кончетто, осудив его как противоречащий принципам ясности и естественности (С. Джонсон и др.).

Лит.: Praz М. Studi sul concettismo. Firenze, 1946; Conte G. La metafora barocca. Mil., 1972; Berghof L. Е. Tesauro und seine Concetti. Мünch., 1979; Blanco М. Les rhétori- ques de la pointe: В. Gracián et le Conceptisme en Europe. Gen., 1992.