Кондак

КОНДАК (греческий ϰοντάϰιον),

1) один из основных жанров ранневизантийской гимнографии, род поэмы. В кондаке подробно (в том числе в диалогической форме) разрабатывалась тема церковного праздника или житие святого; в отличие от других гимнографических жанров, которые связываются с теми или иными библейскими текстами, составляющими части богослужения, кондак  представляет собой независимое от библейских текстов песнопение. Расцвет жанра связывается с творчеством Романа Сладкопевца. Кондак  состоит из нескольких (до 30) икосов (οίκος) - метрически идентичных строф, имеющих общий рефрен и часто объединённых акростихом. Тема кондака кратко излагается в метрически обособленном зачине, называющемся «кукулий» (ϰουϰούλιον; буквально - капюшон) или «проимий» (προοίμιον - вступление), имеющем общий с икосами рефрен. Проимиев может быть от 1 до 3. В пении кондака выдерживался респонсорный принцип (строфы в мелизматическом стиле исполнял солист, рефрен - хор). Кондак  занимал важное место в системе гимнографических жанров Константинополя, тогда как жанровая система палестинской гимнографии до 7-8 века была совсем иной. В послеиконоборческую эпоху, когда сложилась синтетическая система жанров, употребление полного кондака постепенно исчезло. Кондаки  отсутствуют в ряде греческих рукописей 9-11 века, что отразилось, в частности, в древнейших славянских минеях. С 10 века кондаки вновь появляются в рукописях, как правило, в усечённом виде - только проимий, который и получил впоследствии название «кондак», или проимий и 1 икос. В таком усечённом виде кондак стал устойчивым элементом современного православного богослужения. В полном виде, за немногочисленными исключениями, кондак перестал употребляться после 13 века.

Реклама

2) В славянской традиции кондак - краткая строфа акафиста, который представляет собой дальнейшее развитие жанра полного кондака. В греческой традиции все строфы акафистов, кроме вступительной, называются икосами.

Лит.: Амфилохий, архимандрит Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе и с приложением... М., 1879; Levy К. The Slavic kontakia and their Byzantine originals // Queens College of the City University. 25. anniversary festschrift (1937-62). N. Y., 1964; Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М., 2004. Ч. 1; Владышевская Т. Ф. Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси XI-XII вв. // Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006; Типографский устав / Под редакцией Б. А. Успенского. М., 2006. Т. 1-3. Смотри также литературу при ст. Гимнография.

Р. Н. Кривко.