Кондильяк Этьенн Бонно

Кондильяк, Кондийак (Condillac) Этьенн БонноКОНДИЛЬЯК, Кондийак (Condillac) Этьенн Бонно де (30.9.1715, Гренобль - 3.8.1780, близ Божанси), французский философ-сенсуалист. Брат Г. Б. Мабли. Имя Кондильяк получил по названию имения, которое его отец приобрёл в 1720 году.

Учился в парижской семинарии и Сорбонне, в 1740 возведён в сан священника, но отказался от обязанностей священнослужителя. Интересуясь философией и науками, сблизился с Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро, с помощью последнего опубликовал анонимно в Амстердаме «Опыт о происхождении человеческих знаний» («Essai sur l’origine des connaissances humaines», 1746; русский перевод 1980), имевший большой успех. В этом сочинении Кондильяк разделял концепцию Дж. Локка, согласно которой существуют два источника знания - внешний опыт (ощущения и восприятия) и внутренняя опыт (рефлексия, т. е. наблюдение над деятельностью сознания). После выхода в 1749 году «Трактата о системах» («Traité des systémes», русский перевод 1938) избран членом Берлинской АН. В этом трактате Кондильяк подверг критике метафизические системы Р. Декарта, Н. Мальбранша, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница как построенные на отвлечённых принципах, тогда как истинная система должна начинать с идей «наиболее простых, сообщаемых нам органами чувств; образовать из них сложные понятия, которые, сочетаясь между собой, в свою очередь произведут другие понятия...» (Соч. М., 1980. Т. 1. С. 288). В «Трактате об ощущениях» («Traité de sensations», vol. 1-2, 1754, русский перевод 1935) Кондильяк полностью отказался от идей Локка, считая (как и Ж. О. де Ламетри), что единственным источником всех данных сознания (внимания, памяти, желания, суждения и, наконец, размышления) являются ощущения. Более того, все эти свойства сознания представляют собой не что иное, как «ощущение в его различных превращениях» (Соч. М., 1982. Т. 2. С. 192). Чтобы выяснить, как происходят эти превращения, Кондильяк придумал знаменитый мысленный эксперимент, последовательно наделив некое существо - «бесчувственную мраморную статую» - обонянием, вкусом, слухом, зрением и осязанием.

Реклама

Кондильяк активно участвовал в общественной жизни, общался с П. А. Гольбахом, К. А. Гельвецием, Вольтером, П. Ж. Ж. Кабанисом, Б. Франклином, А. Р. Ж. Тюрго и др. При этом он отказался от сотрудничества в «Энциклопедии» Д. Дидро и резко выступил против материализма, благодаря чему пользовался доверием властей. В 1758-67 он находился в Пармском герцогстве в качестве воспитателя наследника престола Фердинанда - внука Людовика XV, создав за это время «курс занятий» в 16 томах (опубликован в 1775), включавший работы по литературоведению, логике, истории философии. В 1767 возвратился в Париж; в 1768 избран членом Французской академии, однако, прочитав вступительную лекцию, уединился в своём деревенском замке и предался научным занятиям. Завершив в 1780 «Логику» (русский перевод Т. Ф. Осиповского, 1805), Кондильяк не успел закончить большой трактат «Язык исчислений» («La langue des calculs», опубликован в 1798), в котором, следуя идеям Г. В. Лейбница, пытался построить искусственный язык символов и правил оперирования ими.

Разработанная Кондильяком сенсуалистическая теория познания сыграла важную роль в развитии французского Просвещения. При решении психофизической проблемы он в духе окказионализма утверждал, что тело совершенно отлично от души и может быть лишь поводом, а не причиной возникновения наших знаний, так что душа способна приобретать знания и без помощи органов чувств (как, например, после смерти тела). Однако, постулируя существование духовной субстанции - носителя сознания, Кондильяк заявлял, что самосознание возникает лишь благодаря изменениям, которые мы ощущаем в себе, и помещается в определённой части мозга, называемой им sensorium commune (общее вместилище). При этом он был номиналистом, резко выступавшим против приписывания идеям действительности. Согласно Кондильяку, характер народа формируется под влиянием климата и формы правления, которой он придавал решающее значение. После Французской революции 18 века работы Кондильяка были положены в основу философского образования.

Соч.: Œuvres philosophiques. Р., 1947-1951. Vol. 1-3; Соч.: В 3 т. М., 1980-1983.

Лит.: Bizzarri R. Condillac. Brescia, 1945; Lefevre R. Condillac. Р., 1966; Богуславский В. М. Кондильяк. М., 1984.

О. В. Суворов.