Кондорсе Мари Жан Анту­ан

Кондорсе (Condorcet) Мари Жан Анту­анКОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де Карита (17.9.1743, Рибмон - 29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, французский философ, учёный и политический деятель. В 26 лет был избран членом Парижской Академии Наук за математическую работу, посвящённую интегральному исчислению.

В 1776 году избран непременным секретарём Парижской АН. Автор биографий выдающихся учёных своего времени (около 50 биографий, в том числе А. Р. Ж. Тюрго и Вольтера, которых знал лично). С 1782 член Французской академии. Иностранный почётный член Петербургской Академии Наук (1776-92); исключён по указу Екатерины II как член Конвента и участник суда над Людовиком XVI. Сотрудничал в «Энциклопедии», был другом Ж. Л. Д’Аламбера. В философии - сторонник деизма и сенсуализма, в экономике разделял взгляды физиократов.

Под влиянием А. Р. Ж. Тюрго Кондорсе обратился к проблематике социальных наук, отстаивая право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности. Главным инструментом проведения реформ считал парламент. В начале Великой французской революции (1789) основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1791 году избран депутатом Законодательного собрания от Парижа. В составе комиссии из 9 человек работал над жирондистским проектом новой республиканской конституции, представил проект всеобщего образования (апрель 1792), который предусматривал 4 ступени обучения: начальные 4-летние школы (одна на 400 жителей), 3-летние средние школы 2-й ступени (одна на 4 тысячи жителей), институты, дающие углублённую подготовку и профессию (5-летний курс обучения, всего 110 институтов в стране), лицеи (заменяющие университеты; 9 в стране). Общее руководство образованием возлагалось на Национальное общество наук и искусств. В проекте отстаивались светский характер школы, равенство мужчин и женщин в праве на образование, бесплатность обучения на всех ступенях. Когда Конвент отверг предложенную комиссией конституцию и принял якобинский проект, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был обвинён Робеспьером в национальной измене. Опасаясь ареста, скрывался в Париже в доме мадам Верне, где и написал свой главный труд - «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» («Esquisse d’un tableau historique des progres de l’esprit humain», 1794; русский перевод 1909). Закончив его, Кондорсе покинул своё убежище, 3 дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар, в тюрьме принял яд, чтобы избежать гильотины.

Реклама

«Эскиз...» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. В отличие от Ж. Ж. Руссо, Кондорсе считал, что знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Для реализации «естественных прав» человека необходимо покончить с сословными ограничениями и предрассудками, однако никакой коммунистической уравнительности допускать нельзя, поскольку она «гибельна» для этих прав. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м - грядущее «царство разума». Смысл человеческой жизни - в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому - невежество, предрассудки, деспотизм. Христианство боится философии и ненавидит её, поскольку та основана на вере в собственный разум, что является бичом для любой религии. Свои надежды на прогресс человечества Кондорсе связывал с тремя основными моментами: уничтожением неравенства между нациями, уничтожением неравенства между классами одной и той же нации, действительным совершенствованием человека. Всего этого можно достичь за счёт социального искусства, цель которого состоит в уничтожении кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех. Чтобы создать царство свободы и всячески способствовать прогрессу человеческого разума, надо развивать само общество с помощью системы образования, целью которого является воспитание граждан как «друзей закона», искренне заинтересованных в общественном благе.

Соч.: Euvres. Р., 1847-1849. Vol. 1-12. Stuttg., 1968. Vol. 1-12; Жизнь Вольтера. СПб., 1882.

Лит.: Литвинова Ε. Ф. Кондорсе, его жизнь и деятельность, научная и политическая. СПб., 1894; Baker К. М. Condorcet, from natural philosophy to social mathematics. Chi., 1975; Schapiro J. S. Condorcet and the rise of liberalism. N. Y., 1978; Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе. М., 2001.

О. В. Суворов.