Кондукт

КОНДУКТ (позднелатинский - conductus, от conduco - вести, сопровождать), в европейское Средневековье песня на латинском языке, в основном на духовную тематику. Термин встречается в нотных рукописях и музыкально-теоретических трактатах преимущественно французского происхождения. В 12-14 века кондукт функционировал как песнопение во время литургических процессий (на Рождество и другие церковные праздники, мог входить в структуру литургической драмы). Ранние кондукты, как правило, одноголосны, имеют строфическую форму (иногда с рефреном); стихи - рифмованная силлабика или силлаботоника, распетые на незамысловатые силлабические мелодии (один звук на один слог текста). Вершина жанра - многоголосные (до 4 голосов; главным образом 2- и 3-голосные) кондукты, созданные в Нотр-Дам школе (автором ряда кондуктов традиционно считается Перотин). Они отличаются разнообразием тематики (полемические, сатирические, плачи по усопшим, кондукты «на случай»); помимо традиционного силлабического распева, встречаются длинные мелизмы (особенно на предпоследнем и последнем слогах текста), усложняется форма. Интерес к кондукту угас к середине 13 века (вероятно, в связи с бурным развитием мотета), последние яркие образцы - в поэтико-музыкальном сборнике «Роман о Фовеле» (около 1316). Расшифровка кондуктов, написанных большей частью до возникновения модальной нотации, представляет значительные трудности с точки зрения корреляции стихового и музыкального  метра.

Лит.: Sanders Е. Н. Conductus and modal rhythm //Journal of the American Musicological Society. 1985. Vol. 38. №3; Gillingham В. А new etiology and etymology for the conductus // Musical Quarterly. 1991. Vol. 75. №1; Page С. Latin poetry and conductus rhythm in medieval France. L., 1997.

С. Н. Лебедев.