Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО (китайский жу-цзя, жу-цзяо - «[учение] школы учёных-интеллектуалов»), древнейшая философская система и одно из трёх главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже 6-5 веков до нашей эры. В оригинальном наименовании конфуцианство (жу) отсутствует указание на имя создателя - Конфуция, что соответствует его исходной установке - «передавать, а не создавать, верить древности и любить её». Своё качественно новое этико-философское учение Конфуций подчёркнуто идентифицировал с наследием «святомудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженным главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, старейшие и авторитетнейшие из которых - каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости в эпоху Чжоу (12/11-3 века до нашей эры) были отставленные от кормила власти учёные-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной/знаковой» (вэнь) деятельности, то есть хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, в основном астрономо-астрологических (понятие «вэнь» охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они жили главным образом в районе царства Лу, родины Конфуция (ныне провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Инь (Шан), покорённого в 12-11 века до нашей эры племенным союзом Чжоу, который находился на более низком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологии термина «жу», изначально имевшего значение «слабый». Конфуций счёл эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесённого, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит учёным-жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников. С самого своего зарождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Реклама

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство - одна семья», государь - Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался «Небом» (тянь) в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо) в специально посвящённом ей каноне «Сяо цзин» была возведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ)».

Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное «судьбоносное» Небо и в духов предков, выступающих в качестве посредников между Небом и людьми, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба сакральную и космологического проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнъ), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли). Нормативный тип человека - «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (мин), «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Смысл человеческого существования - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка - Пути (дао), конкретным воплощением которого в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель» (дэ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 веку до нашей эры, по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали этико-социальные идеи Конфуция («Да сюэ», «Сяо цзин», комментарии к «Чунь цю») и содержащиеся в его учении космологические представления («Чжун юн», «И цзин», «Си цы чжуань»). Две целостные и противоположные друг другу (впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в 4-3 века до нашей эры предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син), которой «гуманность», «должная справедливость» (и), «благопристойность» и «разумность» (чжи) присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно Сюнь-цзы, человеческая природа изначально зла, то есть от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путём постоянного обучения. Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы - социальной стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с враждебным конфуцианству легизмом.

Во 2 веке до нашей эры Конфуций был признан «некоронованным царём», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Конфуцианство стало всеобъемлющей системой благодаря Дун Чжуншу, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя, детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ей некоторые религиозные черты (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В эпоху Хань (конец 3 века до нашей эры - начало 3 века нашей эры) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого - систематизация идей, рождённых «золотым веком» китайской философии (5-3 века до нашей эры), и текстолого-комментаторская обработка созданной и ассимилированной конфуцианством классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века нашей эры стал синтез даосизма и конфуцианства в «учении о таинственном/сокровенном» (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства, что привело к созданию неоконфуцианства, у истоков которого стояли Ван Тун (конец 6 – начало 7 века), Хань Юй и Ли Ao (8-9 века).

Возникшее в 11 веке неоконфуцианство поставило перед собой две главные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии (сяншучжи сюэ) комплекса проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом.

В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи, идеи которого через столетие получили развёрнутую интерпретацию в творчестве Чжу Си: его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 веке было официально признано и стало основой понимания конфуцианства в системе государственных экзаменов вплоть до начала 20 века. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14-17 века) составила школа Лу Цзююаня - Ван Янмина, идейно господствовавшая в Китае в 16-17 века и также получившая распространение в сопредельных Китаю странах. В борьбе этих школ на новом уровне возродилось исходное для конфуцианства противостояние ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в том числе и моральных норм.

В 17-19 века оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина - подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ - «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Яньу и возглавленного Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань сюэ).

С конца 19 века развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (Кан Ювэй, Лян Цичао) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1-й половине 20 века, особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили, сочетающих неоконфуцианские и отчасти буддийские концепции с идеями европейской и индийской философии, сложилась новая, четвёртая (после первоначальной, ханьской и неоконфуцианской) форма конфуцианства - постнеоконфуцианство, представители которого (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и др.) усматривают в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте, идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, подобное положение сохраняется на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-х годах (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне конфуцианство успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.

Источн.: The sacred books of China / Ed. J. Legge. Oxf., 1879-1885. Vol. 1-4. Delhi а. о., 1966; The Chinese classics / Ed. J. Legge. Oxf.; L., 1893-1895. Vol. 1-5. Hong Kong, 1960. Vol. 1-5; Ши сань цзин чжу шу. Пекин, 1957. Кн. 1-40; Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961; А source book in Chinese philosophy / Ed. Chan Wingtsit. Princeton; L., 1963; Древнекитайская философия. М., 1972-1973. Т. 1-2; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Мартынов А. С. Конфуцианство. «Лунь юй». СПб., 2001. Т. 1-2; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.; Л., 1947; Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961; Ching J. Confucianism and Christianity: а comparative study. Tokyo, 1977; Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Ло Гуан. Жу-цзя чжэсюэ ды тиси. Тайбэй, 1986; Чжунго жу-сюэ цыдянь. Шэньян, 1988; Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989; он же. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001; Гоцзи жу-сюэ яньцзю. Пекин, 1994-1999. Кн. 1-7; Тu Wei-ming. Humanity and self-cultivation: essays in Confucian thought. Boston, 1998; Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Чжунго жу-сюэ вэньхуа да гуань / Главный редактор Тан Ицзе, Чжан Яонань, Фан Мин. Пекин, 2001; Все о Китае. М., 2002. Т. 2; Ivanhoe Р. J. Ethics in the Confucian tradition: the thought of Mencius and Wang Yang-ming. 2nd ed. Indianapolis, 2002; Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002; Routledge Curzon Encyclopedia of Confucianism / Ed. by Yao Xinzhong. L.; N.Y., 2003. Vol. 1-2; Жу-сюэ юй дандай вэньмин. Пекин, 2004. Кн. 1-3. Смотри также литературу при статьях Конфуций, Неоконфуцианство.

А. И. Кобзев.