Конгломерат (в экономике)

КОНГЛОМЕРАТ в экономике, одна из современных форм монополистического союза фирм, взаимосвязанных в процессе производства (функциональные конгломератные слияния; Западная Европа) либо без производственной общности (инвестиционные конгломератные слияния; США), но находящихся под единым финансовым контролем. Конгломератные слияния появились в 1960-е годы, в период усиления тенденций диверсификации производства, быстрого роста капиталов, ищущих своего применения на рынке в условиях быстро меняющихся конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения. В общем числе межфирменных слияний доля конгломератных (то есть слияний компаний разных отраслей) составляла в США 80,4% (1965-1969), Великобритании 45% (1968), ФРГ 43% (1967-69), Нидерландах 26% (1958-1970). Основные способы образования конгломератов: слияние и поглощение фирм разнородной производственной ориентации путём приобретения активов или контрольного пакета акций поглощаемой компании; обмен акций фирмы на акции конгломерата на выгодных для неё условиях. Главная цель подобных поглощений - обеспечить быстрый перелив капиталов из менее рентабельных в более рентабельные производства и таким образом максимально ускорить получение прибыли. Примеры российских конгломератов - «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Консорциум Альфа-Групп»; зарубежных - «Textron Inc» и «United Technologies Согр» (США), «Hanson» (Великобритания), «Philips Electronics» (Голландия), «Montedison» (Италия), «Hitachi» (Япония).

В стратегии конгломерата прослеживаются две тенденции приоритетного размещения капиталов: в наукоёмкие отрасли, что позволяет внедряться в высокоприбыльный и перспективный бизнес и использовать новейшие технологии для модернизации и перепрофилирования действующих производств; в сферу услуг путём поглощения мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

Г. Д. Гловели.