Конрад Джозеф

Конрад (Conrad) ДжозефКОНРАД (Conrad) Джозеф [псевдоним; настоящие имя и фамилия Юзеф Теодор Конрад Коженёвский (Korzeniowski)] (3.12.1857, Бердичев, ныне Украина - 3.8.1924, Бишопсборн, близ Кентербери), английский писатель. Сын польского дворянина. Учился в Кракове и Львове. В 1874 году эмигрировал во Францию, служил во французском и английском торговом флоте, прошёл путь от матроса до капитана. В 1884 получил английское подданство. В 1894 оставил флот, поселился в Кенте. Дебютировал романом «Каприз Олмейера» («Almayer’s folly», 1895, русский перевод 1923), получившим одобрение Дж. Голсуорси. Основные темы творчества Конрада - борьба человека со стихией, верность и предательство, дружба и любовь, долг, ответственность, страх и власть.

Известность Конраду принесли романы и повести в русле неоромантизма, изобилующие описаниями морских приключений: «Негр с "Нарцисса"» («The nigger of the Narcissus», 1897, русский перевод 1925), «Молодость» («Youth», 1902), «Конец неволи» («The end of the tether», 1902) и др. В романе «Лорд Джим» («Lord Jim», 1900, русский перевод 1926) Конрад, используя традиции романа воспитания, рассказал историю становления характера молодого человека. В отличие от Р. Киплинга, Конрад не был склонен идеализировать «цивилизационную» роль европейцев, посвятив роман «Сердце тьмы» («Heart of darkness», 1902; вольная экранизация Ф. Ф. Копполы под названием «Апокалипсис сегодня», 1979) теме развращающего влияния колонизации на души как завоевателей, так и туземцев. В романе «Ностромо» («Nostromo», 1904, русский перевод 1928) Конрад воссоздал образ жизни в вымышленном южноамериканском государстве, в котором главенствуют деньги и произвол власть имущих. Для прозы Конрада, отразившей влияние Ч. Диккенса, У. Коллинза, Р. Браунинга и в то же время предвосхитившей многие тенденции прозы модернизма (сопоставление разных точек зрения на события и др.), характерны психологизм, ярко выраженное притчевое начало. Несмотря на то, что английским языком Конрад овладел уже будучи взрослым, способность тонко чувствовать и воспроизводить нюансы речи, богатство используемых языковых средств снискали ему репутацию одного из лучших стилистов в английской литературе. Среди произведений Конрада - автобиографический роман «Линия тени» («The shadow line», 1917; экранизация А. Вайды, 1976), роман о русских народовольцах «На взгляд Запада» («Under Western eyes», 1911, русский перевод 1912), публицистика, путевые очерки, литературно-критические статьи. Ряд произведений написан Конрадом в соавторстве с Ф. М. Фордом. Творчество Конрада оказало значительное воздействие на Дж. Лондона, Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Г. Грина и др.

Реклама

Соч.: Works. N.Y.; L., 1980. Vol. 1-20; The collected letters. Camb., 1983-2008. Vol. 1-9; Соч.: В 3 т. М., 1993-1996.

Лит.: Урнов Д. М. Д. Конрад. М., 1977; Watts С. J. Conrad: а literary life. N.Y., 1989; Knowles О. А Conrad chronology. Boston, 1990; Meyers J. J. Conrad: а biography. N.Y., 1991; Batchelor J. The life of J. Conrad: а critical biography. Oxf., 1994; Taddei С. J. Conrad. Mil., 2007.

О. Е. Осовский.