Конрад Николай Иосифович

Конрад Николай ИосифовичКОНРАД Николай Иосифович [1(13).3.1891, Рига - 30.9.1970, Москва], российский востоковед, академик Академии Наук СССР (1958). Один из создателей отечественной японистики. В 1912 году окончил  восточный факультет Санкт-Петербургского университета и Практическую восточную академию (Санкт-Петербург), ученик В. М. Алексеева. В 1912, 1914-17, 1927 в командировках в Японии. В 1922-38 заведующий кафедрами японского языка в ЛГУ и Ленинградском институте востоковедения, в 1930-1938 заведующий японским кабинетом в Институте востоковедения Академии Наук СССР. В 1938 арестован. После освобождения в 1941 заведовал кафедрой японского языка Московского института востоковедения (до 1949). С 1943 сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР.

Для трудов Конрада характерны культуроведческая направленность, интерес к теоретическим проблемам, стремление связать историю с современностью. Уже в своей первой работе «Современная начальная школа в Японии» (1913) Конрад ставил общие вопросы развития японской культуры в период европеизации. В начале 1920-х годов Конрад опубликовал переводы японских литературных памятников «Записки из кельи» и «Исэ-моногатари». В 1920-30-х годах подготовил очерки японской истории до 19 века, применив к ней марксистский анализ, активно изучал японскую классическую и современную литературу, японский театр, издал самое подробное для отечественной науки того времени описание японской грамматики («Синтаксис японского национального литературного языка», 1937).

Реклама

Среди китаеведческих работ Конрада выделяются переводы древних памятников военной мысли «Сунь-Цзы» (1950) и «У-Цзы» (1958), выполненные в заключении; среди работ по Корее - «Очерки социальной организации и духовной культуры корейцев на рубеже XIX-XX вв.» (опубликованы в 1996).

В 1950-60-х годах Конрад работал в основном в жанре проблемных статей (собраны в книге «Запад и Восток», 1966; 2-е издание, 1972), в которых ставил общие вопросы развития мировой культуры, в том числе выдвинул широкомасштабную концепцию «восточного Ренессанса», ставившую в единый ряд культурное развитие Китая 7-10 века, Ближнего Востока 11-13 века и Западной Европы 13-16 века. Занимаясь проблемами типологии, культурных взаимосвязей, философией истории, Конрад рассматривал развитие культуры в отдельных странах как часть единого всемирного поступательного эволюционного движения, значительную роль в котором, по его мнению, играли страны Востока. Идею исторического прогресса Конрад связывал с идеями гуманизма.

Главный редактор «Большого японско-русского словаря» (тома 1-2, 1970; Государственная премия СССР, 1972, посмертно). Многие работы Конрада опубликованы посмертно в 1970-90-х годах. Награждён орденами Ленина (1945, 1954).

Соч.: Япония. Народ и государство. П., 1923; Японская литература в образцах и очерках. Л., 1927. М., 1991; Очерк японской истории с древнейших времен до «революции Мейдзи». М., 1937; Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. М., 1974; Избр. труды. История. М., 1974; Избр. труды. Литература и театр. М., 1978; Синология. М., 1995; Неопубликованные работы. Письма. М., 1996.

Лит.: Лисевич И. С. Диалог историков. Переписка А. Тойнби с Н. Конрадом // Новый мир. 1967. № 7; Н. И. Конрад. [Некролог] // Народы Азии и Африки. 1970. №5; Иванов Вяч. Bc. Н. И. Конрад как интерпретатор текстов // Исэ моногатари. М., 1979; Алпатов В. М. Н. И. Конрад // Восток. 1991. №2; он же. Н. И. Конрад // Портреты историков. Время и судьбы. М., 2004. Т. 3.

В. М. Алпатов, Э. В. Молодякова.