Консалтинг

КОНСАЛТИНГ (английский consulting - консультирование), разновидность услуг по оказанию консультативной помощи в решении экономических, юридических, технических и других проблем. Консалтинг осуществляется профессиональными консультантами - специалистами в различных отраслях знаний, работниками специализированных консалтинговых компаний. Заказчиками услуг по консультированию являются как частные, так и юридические лица (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.).

В современной экономике спрос на консалтинговые услуги растёт опережающими темпами, что объясняется постоянным усложнением экономических отношений, управленческих подходов, технологий, законодательства. Экономическая практика показывает, что во многих случаях сторонние консультанты выполняют непрофильную для корпорации работу быстрее и лучше.

Консультационные услуги обычно классифицируют в соответствии со сферами применения. В частности, принято выделять такие виды консалтинга, как юридический, финансовый, налоговый, управленческий, стратегический, маркетинговый, а также консалтинг в сферах развития кадрового потенциала, внедрения информационных технологий, организации производственных процессов, логистики и др. Нередко к консалтингу относят оценочную деятельность и проведение внутренних аудиторских проверок силами приглашённых исполнителей.

Реклама

Юридический консалтинг включает такие работы, как разъяснение клиентам сложных правовых вопросов, приведение различных документов в соответствие с действующим законодательством, помощь в ведении судебных дел и арбитражных разбирательств, подбор оптимальных схем при сделках с собственностью. Финансовый консалтинг имеет два основных направления: приведение в порядок сферы финансов на предприятиях (в том числе улучшение ситуации в бухгалтерских службах, работа по минимизации издержек, оптимизации денежных потоков и платёжных процедур); помощь в выборе стратегий при проведении операций на финансовых рынках. Цель налогового консалтинга - помощь клиентам в их взаимоотношениях с фискальными органами, а также рекомендации при выборе легальных схем по минимизации налогообложения. Управленческий консалтинг заключается в поиске путей рационализации административной структуры корпораций, в обучении менеджерского состава новым методам принятия решений и в предложениях по отладке системы внутрикорпоративного управления. Основное содержание стратегического консалтинга - разработка и обоснование программ долгосрочного развития для крупных компаний, регионов, отраслей экономики. В этой связи в роли заказчиков стратегических консультаций выступают не только бизнес-структуры, но и различные органы государственной власти - министерства, региональные администрации и т.д. Маркетинговый консалтинг обычно сводится к исследованиям текущей и прогнозной ситуации на рынках. Исследования такого рода помогают компаниям выбрать верную тактику рыночного поведения, подсказывая, где, по какой цене и какую продукцию реализовывать. Консалтинг по кадровым вопросам включает разработку новых систем стимулирования и оценки персонала, помощь в создании корпоративной культуры и улучшении психологического климата на предприятиях, организацию дополнительной профессиональной подготовки сотрудников низшего и среднего звена. Консалтинг в сфере информационных технологий в немалой степени пересекается с большинством других видов консультирования, так как его основная задача - создание и развитие внутрикорпоративных информационных систем на базе компьютеризации, телефонизации и других подобных инноваций. Как следствие, внедрение информационных технологий в практику повышает управленческую эффективность, снижает транзакционные и производственные издержки, увеличивает степень контроля за рыночной ситуацией и т.д. Заказы на производственный консалтинг делаются редко, поскольку подавляющее большинство предприятий имеет собственных квалифицированных специалистов по вопросам, связанным с основным производством. Однако при внедрении принципиально новых для предприятия технологий, особенно при монтаже и наладке производственных линий и комплексов, помощь консультантов со стороны обычно является наиболее эффективным решением вопроса. Спрос на услуги по оценке имущества часто возникает перед операциями, связанными со слияниями, поглощениями, продажами материальных и нематериальных активов, первичными размещениями акций (IPO). Участие профессиональных консультантов-оценщиков в таких случаях важно не только потому, что покупатель и продавец нуждаются в высоком качестве оценки, но и потому, что в глазах участников сделки консалтинговые компании играют роль независимого третейского арбитра. Сходную функцию внешние консультанты выполняют и в тех случаях, когда им предлагается провести аудиторские проверки деятельности предприятия. Заключения по результатам проверок имеют вес только тогда, когда они подтверждены консультантами-аудиторами, обладающими многолетней репутацией независимых и высококлассных профессионалов.

Рыночный успех и влияние консультантов во многом определяются авторитетом и масштабами их деятельности. По этой причине распространённым явлением стало составление рейтингов консультационных компаний, которые предаются гласности в международной и национальной деловой прессе.

Лит.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999; Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М., 2005.

Д. Б. Кувалин.