Константин Преславский

КОНСТАНТИН ПРЕСЛАВСКИЙ (Константин Болгарский) (середина 9 - начало 10 века), писатель, переводчик, епископ, основатель преславской книжной школы.

Немногочисленные биографические сведения о Константине Преславском содержатся в сообщении черноризца Тудора (Феодора) Доксова (907) и в предисловии самого Константина Преславского к составленному им Учительному евангелию. Считается, что Константин Преславский был в числе учеников Мефодия (смотри Кирилл и Мефодий). После изгнания из Моравии ученики Мефодия были обращены в рабство, затем выкуплены византийским императорским чиновником на невольничьем рынке в Венеции, привезены в Константинополь и оттуда пришли в Болгарию. Согласно другой гипотезе, Мефодий во время поездки в Константинополь (881) оставил там Константина Преславского, который впоследствии по приглашению князя Бориса I переселился в Болгарию. Константин Преславский активно участвовал в реформах болгарского царя Симеона по переводу богослужения на славянский язык и не позднее 906 стал епископом новой столицы Болгарии - Преслава. Соратник епископа Климента Охридского, рукополагал священников из славян. Некоторые исследователи считают Константина Преславского создателем кириллицы.

Реклама

Около 893-894 Константин Преславский составил Учительное евангелие (сборник бесед на воскресные евангельские чтения). Большая часть бесед является переводами толкований (катен) Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского на Евангелие, 42-ю беседу написал сам Константин Преславский. В Учительное евангелие вошли также переведённое Константином Преславским «Сказание церковное» Германа Константинопольского, разъясняющее символический смысл литургии; составленные Константином Преславским «Историкии» (перечень знаменитых людей и важных событий от Сотворения мира до конца 9 века); написанная Константином Преславским стихотворная Азбучная молитва, предназначенная для торжественной декламации.

Константин Преславский - основной переводчик на славянский язык Постной Триоди (смотри Триодь Постная и Цветная), он перевёл также 4 «Слова против ариан» Афанасия Великого. Ему принадлежит ряд славянских гимнографических текстов в составе славянской Триоди и Минеи. Константину Преславскому приписывается также авторство Пространного жития первоучителя Мефодия, службы ему (около 900) и «Огласительных поучений» Кирилла Иерусалимского.

Творчество Константина Преславского оказало заметное влияние на формирование церковнославянского языка, в составе которого выделяется пласт «преславской» лексики; он внёс вклад в становление славянской терминологии, передающей абстрактные понятия, создал ряд новых жанров славянской книжности.

Сочинения Константина Преславского были широко известны на Руси. Отдельные беседы из Учительного евангелия входят в состав русских гомилетических сборников.

Лит.: Антоний (Вадковский), еп. Выборгский. Из истории древнеболгарской проповеди. 2-е изд. СПб., 1895; Куев К. М. Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски // Кирило-Методиевски студии. София, 1985. Кн. 2.

Ε. М. Верещагин.