Константин Великий

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ, Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 274, Наисс, Верхняя Мёзия, ныне Ниш, Сербия - 337, Никомедия, ныне Измит, Турция), римский император (306-337). Сын Констанция I Хлора и Елены (смотри Елена Святая). Воспитывался при дворе Диоклетиана. В 305 прибыл к отцу в Эборак (ныне Йорк) и после смерти Констанция I был провозглашён британскими легионами его преемником (августом; император Галерий признал его только цезарем). Первоначально правил диоцезами Галлия и Британия (резиденция в городе Августа Треверов, ныне Трир). В 307 развёлся с Минервиной и женился на Фаусте, дочери императора Максимиана. В 308 на императорском совещании в Карнунте отстоял титул августа. В борьбе за власть против сына Максимиана - Максенция - победил его в сражениях в Северной Италии, затем в 312 в битве у Мульвийского моста близ Рима и, захватив Италию, стал единовластным правителем Запада империи. Сенат признал его старшим августом. Его сподвижник Лициний, за которого Константин Великий выдал замуж свою сестру Констанцию, стал вторым августом (Востока). В течение нескольких лет Константин Великий и Лициний правили совместно: Константин Великий - на Западе, Лициний - на Востоке. В 316 Константин Великий победил Лициния в Паннонии, в 324 разгромил при Адрианополе и затем при Хрисополе (после чего сослал в Фессалоники и затем казнил). Константин Великий стал единоличным правителем Римской империи.

Реклама

Константин ВеликийПровёл ряд победоносных кампаний против германцев на Рейне (307, 308, 310, 328), сарматов и готов на Дунае (323, около 329-332). В 332, разгромив готов в Скифии, Константин Великий заключил с ними союз, обеспечивший мир на Дунае. Варварам было разрешено селиться в Италии и Паннонии и служить в римской армии, что способствовало варваризации империи.

Ликвидировав тетрархию, Константин Великий оставил деление империи на 4 префектуры (Восток, Иллирия, Италия, Галлия) во главе с префектами претория. Сохранены были диоцезы во главе с викариями и провинции, возглавляемые президами. Все эти чины составляли гражданскую власть, от которой была отделена военная во главе с magistri militum и отдельно - командующими пехотой и конницей. Константин Великий завершил начатое Диоклетианом деление армии на приграничные и подвижные (мобильные) части. Преторианская гвардия была заменена небольшой привилегированной дворцовой стражей (domestici, protectores). При нём был введён в обращение новый золотой солид (оставался основной валютой Римской и затем Византийской империи до середины 11 века). Чтобы обеспечить содержание огромного бюрократического аппарата и армии за счёт налогов и поступлений от сельскохозяйственного  и ремесленного производства, Константин Великий издал указы о прикреплении колонов к земле (332), а ремесленников (317) и даже куриалов - к их профессиям и месту проживания (316 и 325). Этим было положено начало закрепощению сословий. Константину Великому удалось достичь экономической и политической стабильности империи. Укрепляя свою власть, Константин Великий постепенно в 310-330-х годах привлекал к управлению представителей своей семьи (его соправителями в ранге цезарей становились сыновья Крисп, Константин II, Констанций II, Констант I, племянники Далмаций и Аннибалиан). Вместе с тем в результате, вероятно, внутрисемейного конфликта подверг казни жену Фаусту и старшего сына Криспа (около 326).

Осенью 324 Константин Великий основал новую столицу империи Константинополь (официально освящена 11.5.330). В городе было организовано интенсивное строительство, заложены стены, несколько форумов, морские пристани, императорский дворец, термы, ипподром, храм Святой Софии и др.

Стабилизации империи способствовала религиозная политика императора. Оставаясь великим понтификом (pontifex maximus) и сохраняя официальный характер традиционной римской религии, Константин Великий стремился к укреплению отношений с христианской Церковью, рассчитывая на её поддержку императорской власти. Христианская традиция, восходящая к Евсевию Кесарийскому (Euseb. Vita Const. 28-31), связывает это с преданием о видении Константином Великим небесного знамения накануне битвы у Мульвийского моста (312) - солнечного креста с начертанными на нём словами «Сим победиши», убедившего его в истинности христианской веры. В 313 на встрече в Медиолане (ныне Милан) императоры Константин Великий и Лициний приняли постановление (так называемый Миланский эдикт) о свободном исповедании христианства. В 325 Константин Великий был инициатором созыва и присутствовал на открытии I Вселенского собора в Никее, на котором был принят христианский Символ веры и осуждено арианство. В последующие годы Константин Великий постепенно склонялся к поддержке проарианской партии в Церкви, вернул на свои посты епископов, сосланных собором. Признание арианства было закреплено церковными соборами в Антиохии (около 330) и Иерусалиме (335); был низложен епископ Афанасий Великий как наиболее последовательный защитник никейского православия.

При Константине Великом начато широкомасштабное строительство христианских храмов по всей империи, в том числе в Августе Треверов (базилика Константина), Риме (Латеранская базилика), Никомедии, Никее, Антиохии, Александрии. Восстановлены заброшенные памятники Палестины, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и ставшие местом паломничества. В 335 освящена базилика Гроба Господня в Иерусалиме на месте распятия и погребения Иисуса Христа, где был обретён Крест Господень, гвозди и ряд других реликвий. Константин Великий был крещён на смертном одре епископом Евсевием Никомедийским. Похоронен в соборе Святых Апостолов в Константинополе; могила утрачена после падения Византии в 1453 году. Вместе с матерью Еленой причислен к лику святых в чине равноапостольных, день памяти 21 мая (3 июня).

Константин ВеликийОтношение писателей позднеантичного времени к Константину Великому в значительной степени определялось их религиозными взглядами. Христианские авторы (Евсевий Кесарийский, Лактанций, Сократ Схоластик, Иоанн Малала и др.) изображают Константина Великого талантливым полководцем, решительным политиком и благочестивым покровителем Церкви. Авторы-язычники (Юлиан Отступник, Зосим) критикуют Константина Великого за отступление от традиционной религии и жестокость в борьбе за власть.

В Византии и других странах восточнохристианской культуры, в том числе на Руси, почитался как основатель первого христианского государства. Святые Константин Великий и его мать Елена воспринимались как покровители государственной власти (сравни их изображения в соборе Святой Софии в Новгороде 11 века, Константино-Еленинской церкви в Московском Кремле). Ряд греческих житий Константина Великого написаны в 8-9 века и содержат легендарные сведения о его жизни. В середине 8 века в римской папской канцелярии сфабрикован документ «Константинов дар» о предоставлении Константином Великим папе Римскому Сильвестру I светской власти. Подложность «дара» доказана в 15 веке итальянским гуманистом Л. Валла.

Лит.: Alfӧldi А. The conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxf., 1948; Vogt J. Constantin der Grosse und sein Jahrhundert. Мünch., 1973; Barnes Т. D. Constantine and Eusebius. Camb.; L., 1981; idem. The new empire of Diocletian and Constantine. Camb.; L., 1982; Burckhardt J. Die Zeit Constantins des Grossen. Мünch., 1982; Kazhdan А. Р. «Constantin imaginaire»: Byzantine legends of the IXth century about Constantine the Great // Byzantion. 1987. Т. 57; MacMullen R. Constantine. L., 1987; Краутхаймер Р. Три христианские столицы: топография и политика. М.; СПб., 2000; Drake Н. А. Constantine and the Bishops. Balt.; L., 2000; Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV в. Смоленск, 2002; Poteri religiosi е istituzioni: il culto di san Costantino imperatore tra Oriente е Occidente. Torino, 2002; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 2006; Brandt Н. Konstantin der Grosse: der erste christliche Kaiser. Eine Biographie. 2. Aufl. Мünch., 2007.

И. Л. Маяк, И. Н. Попов.