Конституционный суд

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД,

1) в Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Учреждён Законом РСФСР от 15.12.1990, сформирован 29-30.10.1991 на альтернативной основе в составе 13 судей, первое заседание состоялось 14.1.1992. Впервые в российской истории появился орган, контролирующий власть, обеспечивающий реальное верховенство и непосредственное действие Конституции Российской Федерации, провозглашённых ею ценностей правового государства, где господствует право, уважаются основные права и свободы граждан и реализуется принцип разделения властей. На начальном этапе своей деятельности (1991-93) Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел 27 дел и признал неконституционными полностью или частично 10 законов и иных актов Съезда народных депутатов, Верховного Совета, его Президиума, 8 указов Президента Российской Федерации и 2 постановления Правительства Российской Федерации, 4 акта субъекта Российской Федерации, а также дал 2 заключения на действия и решения Президента Российской Федерации.

Реклама

Указом Президента Российской Федерации от 7.10.1993 деятельность Конституционного Суда в связи с политическими событиями была приостановлена. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 и на основании Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994) Конституционный Суд Российской Федерации возобновил свою деятельность в новом конституционном статусе и в обновлённом составе. Он является одним из высших конституционных органов государственной власти. Непосредственно в Конституции Российской Федерации (статья 125 и др.) закреплены важнейшие элементы его статуса - компетенция, порядок формирования, принципы деятельности, юридическое значение решений и пр. В то же время он часть судебной власти, судебный орган, функционирующий на основе принципов и норм судопроизводства с изданием обязательных к исполнению юрисдикционных актов; специализированный судебный орган, монопольно, самостоятельно и независимо осуществляющий конституционный контроль с правом официального толкования Конституции и аннулирования норм, не соответствующих ей.

В отличие от иных судов, Конституционный Суд Российской Федерации не возглавляет систему нижестоящих судов (например, конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации), не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией; поэтому не называется «высшим» или «верховным». Однако он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их полномочия не ограничены определённым сроком, но предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Судьёй может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Суд принимает решения в пленарном заседании с участием всех судей и в заседании палаты. Действуют 2 равноправные палаты: в составе 10 и 9 судей. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. А некоторые дела (например, по толкованию Конституции Российской Федерации, проверке конституций и уставов субъектов Российской Федерации) разрешаются исключительно в пленарных заседаниях. Палаты рассматривают все дела, кроме тех, которые подлежат рассмотрению пленумом.

Председатель, его заместители назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации на 6 лет из числа судей (до 2009 избирались судьями). Председатель Суда наделяется распорядительными полномочиями и организует работу Суда, представляет Суд во внешних сношениях, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет следующее:

1) по запросам Президента Российской Федерации, Государственной думы, Совета Федерации, 1/5 членов каждой из палат парламента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации федеральные законы, нормативные акты главы государства, палат Федерального собрания, Правительства Российской Федерации; конституции, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (кроме тех, которые изданы по вопросам их исключительного ведения); договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и споры между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (в их интересах - также по инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации) и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

4) по запросам Президента Российской Федерации, палаты Федерального собрания, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации;

5) по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Компетенция Суда, установленная законом, может быть изменена не иначе как путём внесения изменений в Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Реализуя свои полномочия, Суд решает исключительно вопросы права. Он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Решения Суда общеобязательны. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу. Признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в предусмотренных федеральным законом случаях. На государственные органы и должностные лица возлагается обязанность по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда. Юридическая сила постановления Конституционного Суда не может быть преодолена повторным принятием нормы, признанной неконституционной. Разъяснять свои решения официально уполномочен только сам Суд.

Постановления, заключения и определения Конституционного Суда публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение, в журнале «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», являющемся его официальным изданием, а также размещаются на сайте Конституционного Суда - http://www.ksrf.ru.

В субъектах Российской Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления его конституции (уставу), а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Эти суды вправе рассматривать и другие вопросы, не противоречащие их предназначению и федеральному законодательству. По состоянию на 1.7.2009 конституционные (уставные) суды функционируют в 16 субъектах Российской Федерации; конституции и уставы ещё 39 субъектов Российской Федерации предусматривают создание таких судов.

2) Конституционный суд - типичный институт для многих зарубежных государств. Первые из них в 1920-х годах появились в Австрии и Чехословакии. Ныне они действуют в большинстве европейских государств, а также в некоторых странах других континентов (Чили, Южная Африка, Монголия и др.) и различаются по составу, порядку формирования и деятельности, полномочиям, но все они являются органами конституционного контроля, гарантирующими верховенство и непосредственное действие конституции как «живого» нрава. Интеграционные тенденции в сообществе таких судов обеспечиваются Международной конференцией европейских конституционных судов (Конституционный Суд Российской Федерации - член конференции), а также Венецианской комиссией Совета Европы «За демократию через право», под эгидой которой сформирована информационная система сведений о деятельности судов, осуществляющих конституционный контроль. Развиваются и другие формы сотрудничества органов конституционной юстиции.

В. Д. Зорькин.