Конституция (в праве)

КОНСТИТУЦИЯ, особый правовой документ - основной закон государства, имеющий важнейшее значение в жизни страны.

Понятие «конституция» употреблялось в некоторых актах римских императоров и стало их названием (наряду с декретами, эдиктами и др.), иногда использовалось в средние века (в том числе для названий уставов некоторых монашеских орденов), но эти акты не были конституцией ни по содержанию, ни по форме. Как особый документ конституция возникла на определённом этапе развития общества для ограничения королевского и феодального произвола. Первая писаная конституция государства была принята в США в 1787 году.

Конституция характеризуется особым порядком принятия и изменения, высшей юридической силой, особым объектом правового регулирования и особыми способами защиты. Конституция обычно принимается специально создаваемым для этой цели органом - Учредительным (конституционным и др.) собранием или референдумом избирателей. Учредительное собрание, как правило, орган однопалатный и после принятия конституции прекращает свою деятельность, но иногда учредительным собранием провозглашает себя действующий парламент - тогда оно может быть однопалатным (в Танзании в 1977) и двухпалатным (в Бразилии при принятии Конституции 1988). В странах мусульманского права основные низамы дарованы (октроированы) монархами (например, в Саудовской Аравии в 1992), но настоящей конституцией считается Коран, ему должны соответствовать основные низамы. Временные конституции (обычно краткие) иногда провозглашались в странах Азии и Африки военными (военно-революционными и др.) советами после военных переворотов. Изменение конституции (поправки и др.) также осуществляется более сложным порядком по сравнению с другими законами. Конституция является юридической базой развития законодательства и правоприменительной практики, все правовые акты, практика деятельности государственных органов должны соответствовать конституции, иначе они являются недействующими (акты), правонарушающими (действия органов).

Реклама

Конституция регулирует основы общественного и государственного строя, основы правового положения человека и гражданина. Другие законы, правовые акты тоже могут регулировать отдельные важные вопросы общественного и государственного строя (например, законы о политических партиях или о выборах в парламент), но не весь комплекс основ общественного и государственного строя, статуса личности. Для правовой защиты конституции действует конституционный контроль. Конституция - не только юридический, но также политический и идеологический документ. Она закрепляет принципы сотрудничества и одновременно правовые рамки борьбы и состязательности различных социально-политических сил в обществе, отражает идеологию доминирующих в обществе слоёв.

Действующие в государствах мира конституции различаются по своей сущности, содержанию и форме. Содержание конституции неодинаково в зависимости от регулируемых ими отношений, правовых институтов (например, в монархических и республиканских государствах). Различают современные, социальные конституции и «старые», инструментальные конституции (они ограничиваются перечнем основных политических и личных прав, закрепляют систему органов государства и почти или совсем не содержат социальных положений). Так, «старую» Конституцию США (1787) отличают от «живой» конституции толкования конституционных норм Верховным судом США. Это относится и к Конституции Норвегии 1814. По форме конституции бывают консолидированными (единый документ, поправки вносятся в его текст, например, Конституция Китая или Украины), неконсолидированными (состоят из нескольких основных законов, принятых в разное время, как, например, в Израиле, Швеции), комбинированными (включают обыкновенные законы или статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, правовую доктрину, например, в Великобритании, Новой Зеландии). Различают конституции гибкие и жёсткие (изменение последних очень затруднено), постоянные и временные (указан срок или событие, когда они прекращают действие), народные (принимаются представительными органами или референдумом) и октроированные (даруются монархами). Если фактическое положение в государстве не соответствует конституционным нормам, такую юридическую конституцию называют фиктивной.

В. Е. Чиркин.

Конституция в России

Исторический очерк. В Российской империи первыми документами конституционного свойства (не считая Конституции Царства Польского 1815, носившей локальный характер) были общероссийские акты - Манифест императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17(30).10.1905 и Основные государственные законы 1906.

После Октябрьской революции 1917 года в Советской республике конституционные основы общественного и государственного строя впервые в обобщённой форме закреплены 3(16).1.1918 в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и резолюции 3-го Всероссийского съезда Советов от 15(28).1.1918 «О Федеральных учреждениях Российской Республики».

Проект Конституции РСФСР 1918 года готовился образованной в апреле 1918 комиссией ВЦИК. В её состав входили представители ВЦИК [от большевиков М. Н. Покровский, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов (председатель комиссии), от левых эсеров Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер, от эсеров-максималистов с правом совещательного голоса А. И. Бердников], а также представители от наркоматов (Н. И. Бухарин и др., имевшие право совещательного голоса). Большевики настаивали на закреплении в конституции идеи диктатуры пролетариата, левые эсеры и эсеры-максималисты выступали против этого, считая РСФСР государством - выразителем власти всего трудового народа. Большевики, признавая необходимость федеративной формы государственного устройства (в качестве субъектов федерации И. В. Сталин рассматривал автономные области, отличавшиеся особым бытом и национальным составом), тем не менее были сторонниками централизованной модели государства без разделения властных структур на законодательную и исполнительную ветви и стремились прежде всего усилить компетенцию центральных органов. Левые эсеры были приверженцами децентрализованной модели государства с широкой автономией местного самоуправления. Все члены комиссии были едины в решении лишить «эксплуататоров» (буржуазию) избирательных прав. Однако по всем остальным аспектам избирательного права их мнения разделились: некоторые выступали за равное избирательное право для всех трудящихся города и деревни при условии их членства в профсоюзе, за коллективное избирательное право (от политических, профессиональных или кооперативных организаций), однако большинство настаивало на законодательном закреплении преимуществ рабочего класса. Дискутировались и другие вопросы. Свой вариант проекта конституции подготовила коллегия Наркомата юстиции под руководством П. И. Стучки. Отдельные части проектов ВЦИК и Наркомата юстиции были объединены в один проект комиссией ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным (образована предположительно в конце июня - начале июля 1918), при этом были вновь полностью разработаны 11 глав (44 статьи), 9 статей и 3 пункта.

Конституция  РСФСР принята 10.7.1918 5-м Всероссийским съездом Советов, 18 июля рассмотрена Президиумом ВЦИК, 19 июля вступила в действие. Сохранила в своём составе «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Носила ярко выраженный классовый характер, закрепила установление «диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком». Утвердила вхождение в состав РСФСР областных автономий на федеративных началах, принадлежность верховной власти Всероссийскому съезду Советов, а в промежутках между съездами - ВЦИК как высшему законодательному, распорядительному и контролирующему органу. Этим был закреплён отказ от принципа разделения властей. Конституция предоставила демократические права и свободы только трудящимся, им также давалось исключительное право «защищать революцию с оружием в руках». Конституция установила производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Для городского населения выборы были прямыми, для сельского - многоступенчатыми (сельские Советы избирали депутатов на волостные и уездные съезды Советов, которые затем посылали депутатов на губернские и областные съезды, а те, в свою очередь, - на Всероссийский съезд). Представительство на Всероссийском съезде советов от городских Советов осуществлялось по норме 1 депутат от 25 тысяч избирателей, а от губернских съездов Советов - 1 депутат от 125 тысяч жителей: в результате рабочие получили приблизительно 3-кратное преимущество по сравнению с крестьянством и другими категориями населения. Избирательного права были лишены: лица, прибегавшие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; священнослужители; бывшие агенты полиции и служащие особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома Романовых; душевнобольные или умалишённые; осуждённые. Конституция ставила задачу обеспечить трудящимся бесплатное и всестороннее образование. В ней указывалось также, что финансовая политика советского государства способствует основной цели - «экспроприации буржуазии» и подготовке условий для «всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств». Конституция 1918 установила герб и флаг РСФСР. Её положения легли в основу принятых в 1919-29 конституций автономных республик в составе РСФСР, а также советских республик (УССР, БССР, ЗСФСР).

Конституция СССР 1924 года разработана в связи с образованием СССР в декабре 1922. Её основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР 1922, утверждённые 1-м Всесоюзным съездом Советов (1922). Оба документа дорабатывались Конституционной комиссией ЦИК СССР (образована в январе 1923 во главе с М. И. Калининым), которая с февраля действовала под руководством комиссии ЦК РКП(б) во главе с И. В. Сталиным. Свои редакции Декларации и Договора представили ЦИК РСФСР, ЦИК УССР, ЦИК БССР, поправки и замечания по Договору поступили от ЗСФСР. Расхождения в проектах и мнениях членов Конституционной комиссии ЦИК СССР предопределялись различиями во взглядах на модель создаваемого союзного государства. Несмотря на официально закреплённую в Договоре об образовании СССР точку зрения В. И. Ленина о необходимости сочетания суверенитета (полновластия) Союза с суверенитетом входивших в него республик, значительная часть партийных и государственных руководителей (Сталин, Калинин, Д. И. Курский, Д. З. Мануильский, Г. К. Орджоникидзе и др.) считала наиболее жизнеспособным государство с сильным центром. Часть партийно-государственной элиты союзных республик (Х. Г. Раковский, Н. А. Скрыпник, П. Г. Мдивани, Ф. И. Махарадзе и др.) пыталась предельно расширить полномочия республиканских органов власти и управления. Согласованный проект был утверждён 6.7.1923 2-й сессией ЦИК СССР 1-го созыва, и конституция была немедленно введена в действие. Окончательное её утверждение состоялось на 2-м съезде Советов СССР 31.1.1924.

Конституция  СССР 1924 закрепила объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, их территориальную целостность, установила единую денежную и кредитную систему, единое союзное гражданство и одновременно гражданство каждой республики. Союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза (носило декларативный характер, так как не был выработан механизм его реализации). К ведению верховных органов Союза было отнесено: регулирование всех важнейших направлений внешней и внутренней политики единого государства, включая представительство СССР в международных отношениях; изменение внешних границ; решение вопроса о приёме в состав Союза новых республик; руководство Вооруженными Силами Союза ССР; определение соответствия постановлений высших органов власти союзных республик конституции СССР и др.

Система высших органов власти отражала доктринальную установку советского руководства на отказ от принципа разделения властей. Верховным органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся в соответствии с неравным избирательным правом: от городских Советов по норме 1 депутат от 25 тысяч избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тысяч жителей. В период между съездами Советов высшим органом власти являлся ЦИК СССР, объединяющий законодательные и исполнительные функции, а в период между сессиями ЦИК - его Президиум. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат - Союзного Совета (избирался Всесоюзным съездом Советов пропорционально населению каждой из союзных республик) и Совета Национальностей (формировался из представителей союзных и автономных республик, автономных областей), каждая из палат избирала свой Президиум, члены которого в полном составе входили в состав Президиума союзного ЦИК. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК, ответственное перед ЦИК и его Президиумом, являвшееся исполнительным и распорядительным органом, но обладавшее также законодательными функциями - правом издавать декреты. Для непосредственного руководства отдельными сферами государственного управления создавались наркоматы - общесоюзные, а также объединённые, образуемые как в центре, так и в союзных республиках. Конституция закрепляла систему высших органов власти и управления союзных республик, аналогичную союзной.

Конституция  СССР 1924 определила компетенцию нового высшего судебного органа - Верховного суда СССР. Специальная глава была посвящена Объединённому государственному политическому управлению (ОГПУ). Конституция установила герб и флаг СССР. Остальные вопросы конституционного права (общественное устройство, права, свободы и обязанности граждан, избирательная система) регулировались республиканскими конституциями, они предусматривали преимущество рабочих по сравнению с крестьянством в реализации пассивного и активного избирательного права, лишение этого права многих категорий населения, многоступенчатую систему выборов. Изменение конституции СССР являлось исключительной прерогативой Всесоюзного съезда Советов.

Конституция РСФСР 1925 года принята 12-м Всероссийским съездом Советов 11.5.1925. Закрепила вхождение РСФСР в состав СССР и передачу союзным органам части республиканских полномочий. Определила юридический статус автономных республик как субъектов РСФСР, структуру их высших органов государственной власти и управления. Впервые за Президиумом ВЦИК был закреплён статус законодательного органа (в период между сессиями ВЦИК). Конституция ввела президиумы исполкомов местных советов для руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти. Закрепила вхождение в СНК РСФСР уполномоченных от общесоюзных наркоматов. На 14-м Всероссийском съезде Советов (1929) в 37 из 89 статей были внесены изменения, а в 22 статьи - редакционные поправки, отразившие завершение процесса административно-территориального деления.

Конституция СССР 1936 года разрабатывалась Конституционной комиссией, в которую вошли И. В. Сталин (председатель), Н. И. Бухарин, К. Е. Ворошилов, А. Я. Вышинский, А. А. Жданов, Л. М. Каганович, М. М. Литвинов, В. М. Молотов, К. Б. Радек, В. Я. Чубарь и др. Первоначально предполагалось внести дополнения и исправления в действующую конституцию СССР, однако в процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости выработки новой конституции, которая бы законодательно закрепила изменения в экономике, социальной структуре, национально-государственном строительстве (ликвидацию частного сектора в промышленности и сельском хозяйстве, создание колхозной системы и др.).

Конституцию СССР принял 8-й чрезвычайный съезд Советов СССР 5.12.1936. Она состояла из 13 глав, 146 статей. Отразила вхождение в состав СССР Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР (бывших субъектов ЗСФСР), Казахской ССР, Киргизской ССР (бывших субъектов РСФСР), а также Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР. Подтвердила суверенитет и права союзных республик. В конституции 1936 говорилось о победе социализма в СССР, установлении социалистической системы хозяйства, социалистической системы собственности на средства производства в двух формах - государственной и кооперативно-колхозной. Признавалось право личной собственности на трудовые доходы, сбережения, подсобное хозяйство и др. Допускалось также мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключавшее эксплуатацию чужого труда.

Конституция  СССР 1936 внесла изменения в систему высших и местных органов власти. Вместо Всесоюзного съезда Советов, 2-палатного ЦИК СССР и его Президиума предусматривалось образование BC СССР, состоявшего из 2 равноправных палат (Совета Союза и Совета Национальностей), и его Президиума (избирался BC СССР на совместном заседании обеих палат). Президиум BC СССР был подотчётен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности. В конституции 1936 впервые декларировалось разделение органов власти на законодательные и исполнительные. Она установила принадлежность законодательной власти исключительно Верховным Советам - как Союза, так и союзных и автономных республик. Президиум BC СССР получил право издавать только указы (силу законодательных актов приобретали после утверждения их BC СССР). За СНК СССР закреплялась высшая исполнительная и распорядительная власть. Впервые конституция зафиксировала место Коммунистической партии в политической системе советского общества, определила её как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Советы (теперь - депутатов трудящихся) всех уровней - в городах и селениях, в краях, областях, автономных областях, округах, районах - стали постоянными органами.

В связи с ликвидацией «эксплуататорских классов» конституция 1936 впервые в СССР провозгласила всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставила пассивное и активное избирательное право всем советским гражданам, достигшим 18 лет (кроме лиц, признанных умалишёнными). Право быть избранными в BC СССР получили граждане с 23 лет. Согласно конституции введено тайное голосование, заменён производственно-территориальный принцип организации выборов на территориальный. Конституция, а также основанное на ней Положение о выборах в Верховный Совет СССР 1937 не исключали проведения выборов на альтернативной основе, но на практике действовала безальтернативная система выборов (один округ - один кандидат).

Конституция  закрепила права (свободу совести, слова, собраний, союзов, право на отдых, образование, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности, впервые - право на труд в связи с ликвидацией хозяйственных кризисов и безработицы) и обязанности [соблюдать конституцию СССР, законы, дисциплину труда, уважать правила социалистического общежития, беречь социалистическую собственность (покушавшиеся на неё объявлялись «врагами народа»), всеобщую воинскую обязанность] граждан. Декларировала равенство прав мужчин и женщин, равноправие всех граждан вне зависимости от национальности, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки. Гарантировала всеобщее начальное образование. Содержала положение о том, что никто не может быть подвергнут аресту без постановления суда или без санкции прокурора.

Хотя конституция СССР 1936 была одной из самых демократичных конституций в мире, многие конституционные нормы (политические права и свободы граждан, право на материальное обеспечение в старости и на отдых для миллионов колхозников, осуществление правосудия только судами) не реализовывались на практике в условиях господствовавшего в стране политического режима, массовых репрессий, проводимых особыми «тройками» во внесудебном порядке, особенно в период «большого террора».

Конституция РСФСР 1937 года принята 17-м чрезвычайным Всероссийским съездом Советов 21.1.1937. По содержанию, предметам конституционного регулирования, нормам, определявшим структуру высших и местных органов государственной власти, права и обязанности граждан, избирательную систему, была идентична Конституции СССР 1936.

Конституция СССР 1977 года. Вопрос о необходимости внесения изменений в действующую конституцию был поставлен Н. С. Хрущёвым на 21-м съезде КПСС (1959) в связи с выдвинутым тезисом о полной и окончательной победе социализма в СССР и о вступлении страны в период развёрнутого строительства коммунизма. После принятия на 22-м съезде партии (1961) новой Программы КПСС была образована Конституционная комиссия (25.4.1962; председатель Хрущёв), которая в 1963 в соответствии с установками новой партийной программы составила проект конституции. В нём построение коммунизма провозглашалось высшей целью советского народа, который объявлялся «единственным источником власти», «верховным законодателем и верховным правителем». Подтверждалась руководящая роль КПСС, а также фиксировалось постепенное перерастание социалистической государственности в общественное самоуправление с последующей передачей отдельных функций государственных органов общественным организациям. Предусматривались формы непосредственной демократии: народные собрания производственных коллективов и собрания граждан по месту жительства для обсуждения вопросов государственного, хозяйственного и культурного строительства общесоюзного, республиканского и местного значения. Планировалось снижение возрастного ценза с 23 до 18 лет при выборах в верховный орган государственной власти, обновление при каждых выборах состава депутатов Советов всех уровней не менее чем на 1/3. В связи со смещением Хрущёва с руководящих постов в октябре 1964 подготовка конституции была приостановлена. BC СССР 11.12.1964 лишь утвердил Л. И. Брежнева новым председателем Конституционной комиссии. Только 20.6.1968 Политбюро ЦК КПСС приняло решение о возобновлении подготовки проекта конституции рабочей группой, которую возглавил А. Н. Яковлев. К марту 1969 года в высшем руководстве страны возобладало мнение о необходимости внести ряд принципиальных изменений и поправок в действовавшую конституцию вместо разработки новой. В мае - июне 1969 составлен проект поправок, но его принятие было отложено. К концу 1972 мнение советского руководства вновь изменилось в пользу подготовки новой конституции. В апреле - октябре 1973 проект конституции СССР был подготовлен новой рабочей группой под руководством Б. Н. Пономарёва, однако его доработка была завершена только в 1977. Проект конституции опубликован 4.6.1977 для всенародного обсуждения, в ходе которого было внесено около 400 тысяч замечаний, предложений и поправок, часть из которых была учтена. В то же время были отвергнуты предложения перейти к многопартийной политической системе, чётко разделить государственную и партийную функции, осуществлять периодическую ротацию работников властных структур всех уровней, выработать дополнительные гарантии от возникновения культа личности высших руководителей и злоупотребления властью в центре и на местах и другие предложения подобного рода.

Конституция  была принята на внеочередной сессии BC СССР 7.10.1977 и немедленно введена в действие. Она состояла из преамбулы, 174 статей (75 из них были новыми, большая часть остальных претерпела изменения), 21 главы (8 новых) и 9 разделов. В конституции СССР 1977 указывалось, что государство диктатуры пролетариата, выполнив свои задачи, стало общенародным. Понятие «развитой социализм» определялось как закономерный этап на пути к коммунизму, как общество, в котором созданы «могучие производительные силы», «передовая наука и культура», где на основе сближения «всех классов и социальных слоёв, юридического и фактического равенства всех наций и народностей» возникла «новая историческая общность» - «советский народ». Построение бесклассового коммунистического общества закреплялось как «высшая цель» советского государства. Конституция впервые ввела понятие «политическая система» (государство, КПСС, общественные организации и трудовые коллективы; основой политической системы являются Советы). В статье 6 было подтверждено и усилено положение о руководящей роли КПСС в политической системе, указывалось, что партия определяет «генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР». Помимо двух форм собственности, указанных в конституции СССР 1936, была названа новая - собственность общественных организаций. Конституция 1977 подтвердила прежнюю структуру высших и местных органов власти и управления, сложившуюся в 1936, дала новое наименование советам - Советы народных депутатов. Срок полномочий Верховных Советов (союзного и союзных республик) был увеличен с 4 до 5 лет, а местных - с 2 до 2,5 лет. Впервые включено положение об адвокатуре.

Возрастной ценз активного избирательного права в BC СССР был снижен с 23 лет до 21 года. Предусматривалось проведение всенародного голосования. Наряду с содержавшимися в конституции СССР 1936 правами граждан, конституция 1977 года зафиксировала новые: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; право на судебную защиту от посягательств на честь, достоинство, жизнь, здоровье, личную свободу и имущество граждан и др. Конституция гарантировала всеобщее среднее образование. Подтвердив право на труд, конституция дополнила его декларацией права на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой, образованием. Запретила детский труд, кроме строго лимитированного, связанного с обучением и трудовым воспитанием. Провозгласила охрану со стороны закона личной жизни граждан, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений. Расширила содержание обязанностей граждан (родителей - заботиться о воспитании детей, а детей - заботиться о своих родителях; беречь природу и её богатства), ввела категорию «долг граждан», к которой были отнесены уважение прав и национального достоинства других граждан, сохранение исторических памятников, содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран.

Конституция  СССР 1977 воплотила тенденцию к усилению союзных начал в советской федерации, полномочия Союза были установлены по принципу открытого перечня, разрешавшего Союзу, согласно пункту 12 статьи 73, рассматривать «и другие вопросы», помимо упомянутых в тексте этой статьи. На союзные органы возлагались функции обеспечения единства законодательного регулирования на всей территории страны, установления основ законодательства СССР и союзных республик, общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов власти. Конституция подтвердила право союзных республик на свободный выход из СССР. Национальные округа получили название «автономные округа», что должно было подчёркивать их статус как формы национально-политической автономии, а не административно-территориальной единицы.

В конце 1980-х годов, в ходе перестройки, в конституцию СССР были внесены существенные изменения и дополнения, направленные на перераспределение власти от партийных структур к государственным и выборным органам власти, на действительное разделение законодательной и исполнительной власти. Вместо одного высшего органа государственной власти учреждалось два: Съезд народных депутатов (избирался по территориальным, национально-территориальным округам и от общественных организаций) и BC СССР (выбирался Съездом народных депутатов), преобразованный в постоянно действующий орган, которому передавался ряд полномочий Президиума BC и СМ СССР. Выборы становились альтернативными, с выдвижением нескольких кандидатур на один мандат. Учреждён Комитет конституционного надзора СССР, увеличен срок полномочий судей с 5 до 10 лет. Предусматривались три формы собственности: государственная, коллективная и собственность советских граждан (любое имущество потребительского и производственного назначения). Граждане получили право вести не запрещённую законом хозяйственную деятельность. В 1990 году учреждён пост Президента СССР; упразднена норма статьи 6 Конституции о КПСС как ядре политической системы; введено положение о многопартийности. СМ СССР преобразован в Кабинет министров СССР, который был подчинён Президенту СССР. После Августовского кризиса 1991 5-й Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период» (5 сентября). Высшим органом власти объявлялся BC, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Республик (должен был формироваться самими республиками). Конституционные вопросы подлежали рассмотрению и решению на совместных заседаниях. Во вновь созданный Государственный совет СССР вошли Президент СССР и высшие должностные лица республик. Исполнительно-распорядительными функциями наделялся Межгосударственный экономический комитет. С распадом Советского Союза 25.12.1991 конституция СССР прекратила своё действие.

В Конституцию РСФСР 1978 года (принята на внеочередной 7-й сессии BC РСФСР 9-го созыва 12.4.1978, повторяла структуру и основные положения конституции СССР 1977) в 1989-91 также были внесены принципиальные изменения. Часть из них соответствовала изменениям конституции СССР. Так, на основании Законов РСФСР от 27.10.1989, 16.6.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» принцип полновластия Советов был заменён принципом разделения законодательной и исполнительной властей. Создана двухуровневая система общероссийских представительных органов - Съезд народных депутатов, избиравшийся на основе принципа состязательности нескольких кандидатов, и постоянно действующий BC РСФСР, избиравшийся Съездом народных депутатов и состоявший теперь из двух палат (Совета Республик и Совета Национальностей). В новой редакции статьи 6 (включена в конституцию РСФСР 1978 при её подготовке) вместо руководящей роли коммунистической партии предусматривались многопартийность и политический плюрализм. Другая часть поправок была направлена на обеспечение государственного суверенитета РСФСР, провозглашённого 12.6.1990. Законом РСФСР от 15.12.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» на территории республики признавалось верховенство конституции РСФСР и российских законов над конституцией СССР и союзными законами. Российские министерства и ведомства перешли под управление республиканских государственных структур, отменялось их подчинение союзным органам. Законом от 24.5.1991 был учреждён пост Президента РСФСР - главы исполнительной власти и высшего должностного лица республики, избираемого на 5 лет. С согласия BC РСФСР он назначал председателя СМ и руководил Правительством РСФСР. Повышался статус автономных республик, который теперь определялся как «республики в составе РСФСР». Законом РСФСР от 1.11.1991 был установлен новый Государственный флаг республики.

После распада СССР в российскую Конституцию были внесены изменения (на основании Закона РСФСР от 25.12.1991, Законов Российской Федерации от 21 апреля и 9 декабря 1992, и др.), зафиксировавшие новый статус (суверенное федеративное государство) и новое наименование государства - Российская Федерация или Россия. В качестве незыблемых основ его строя закреплялись федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. К субъектам Российской Федерации были отнесены не только входившие в состав России республики, автономные области и автономные округа, но и территориальные образования - края, области, города федерального значения. Декларировался отказ от признания приоритета государственной собственности по сравнению с другими формами собственности. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономической деятельности и добросовестная конкуренция. В текст конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятая BC РСФСР 22.11.1991.

Лит.: Гурвич Г. С. История Советской Конституции. М., 1923; Конституция СССР: политико-правовой комментарий. М., 1982; Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987; Таранев Н. М. К вопросу о работе комиссии ЦК РКП(б) по подготовке Конституции РСФСР 1918 г. // Вопросы истории КПСС. 1988. №1; Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998; Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000; Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Основной Закон. Проект 1964 г. // Пыжиков А. В. Хрущевская «оттепель». 1953-1964. М., 2002; Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 2003; Баркова О. Н. История разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. М., 2007.

С. А. Байбаков.

Конституция Российской Федерации

Для подготовки проекта новой конституции указом президента Российской Федерации В. Н. Ельцина от 20.5.1993 был создан особый непостоянный консультативный орган - Конституционное совещание. Оно должно было выработать единый текст конституции Российской Федерации на основе двух проектов - проекта, подготовленного конституционной комиссией парламента (образована на 1-м Съезде народных депутатов в июне 1990), и проекта Президента Российской Федерации (возражавшего против ключевых положений, предложенных комиссией, касавшихся вопросов организации высших органов государственной власти). Учитывались также авторские проекты отдельных учёных и их групп. В состав Конституционного совещания входили около 250 членов, частично назначенных Президентом Российской Федерации, другими федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации, а частично избранных или делегированных различными объединениями (политическими партиями, общественными организациями и др.). Совещание работало по 5 секциям, созданным с учётом основных социально-политических сил страны: секция представителей федеральных органов государственной власти, представителей органов власти субъектов Российской Федерации, представителей местного самоуправления, представителей партий и общественных организаций, а также религиозных конфессий, представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Пленарные заседания проходили по двум палатам: государственной и общественной. Были образованы также различные экспертные группы в основном из учёных. Конституционное совещание подготовило проект Конституции Российской Федерации («проект согласия»). Его основу составляли положения президентского проекта. На референдуме 12.12.1993 конституция Российской Федерации была принята. В голосовании на референдуме приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, результаты референдума означали, что конституция принята. То обстоятельство, что в некоторых субъектах Российской Федерации в голосовании участвовало менее половины населения, а в отдельных субъектах Российской Федерации голосования не проводилось, не отменяет факта её принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам Российской Федерации, да и международная практика исходит из того, что федеральная конституция, принятая в соответствии с установленными заранее правилами, действует на территории всех субъектов, включая те, которые отклонили проект (так было при принятии конституции США 1787, Основного закона Германии 1949). Конституция Российской Федерации вступила в силу со дня опубликования результатов референдума - 25.12.1993.

Конституция  Российской Федерации - Основной закон Российской Федерации. Состоит из преамбулы (введения, в котором говорится о принципах жизни и целях народа) и двух разделов: первый раздел не имеет общего заголовка и состоит из 9 глав, которые делятся на статьи; второй раздел «Заключительные и переходные положения» содержит 9 пунктов, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции.

Первая глава конституции «Основы конституционного строя» устанавливает, что Россия - суверенное, демократическое, правовое, социальное, федеративное и республиканское государство, содержит принципиальные положения о человеке и его правах и свободах как высшей ценности, закрепляет принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества. В этой же главе конституция регулирует основы института гражданства. Прекращение гражданства допускается по взаимному согласию гражданина и государства (органов, представляющих государство), лишение гражданства запрещено. В Российской Федерации возможно двойное и множественное гражданство. В сфере экономических отношений конституция устанавливает свободу экономической деятельности, предпринимательства (в рамках закона) и свободу труда, многообразие форм собственности и их равную защиту, свободу законной конкуренции и ограничение монополистической деятельности (возможны государственные монополии, установленные законом), единство экономического пространства и вместе с тем свободное перемещение трудовых ресурсов, товаров, финансовых средств между субъектами Российской Федерации (таможенные барьеры на административных границах между субъектами Российской Федерации запрещены); в сфере социальных отношений конституция исходит из равноправия всех социальных слоёв общества, социального партнёрства и социальной солидарности. В области политических отношений конституция устанавливает власть народа, которая осуществляется им непосредственно (выборы, референдум и др.), а также через органы государственной власти и местного самоуправления, закрепляет государственный суверенитет, который распространяется на всю территорию Российской Федерации и на отношения Российской Федерации с другими государствами и международными объединениями, она устанавливает характер и форму государства - важнейшего политического института общества, многопартийность, свободу создания общественных объединений и их равноправие. Вместе с тем конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В сфере духовной жизни конституция закрепляет принцип идеологического многообразия, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вторая глава конституции закрепляет права и свободы человека и гражданина. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (смотри в статье Конституционные права граждан). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (смотри Конституционные гарантии).

Третья глава конституции посвящена федеративному устройству. Российская Федерация - конституционно-договорная федерация (при её переустройстве использовалась форма договора - Федеративный договор 1992, получивший закрепление в конституции Российской Федерации). Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (83 субъекта Российской Федерации на 1.7.2009). Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, действует конституционный принцип верховенства федерального права. Российская Федерация имеет свою конституцию, свои высшие и иные федеральные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия, свои основные законы (конституции в республиках, уставы в других субъектах Российской Федерации), свои законодательные, исполнительные и некоторые судебные органы (мировые суды и конституционные или уставные суды). Народы субъектов Российской Федерации (их население, территориальные публичные коллективы субъектов Российской Федерации) обладают правом на самоопределение в рамках Федерации, субъекты Российской Федерации могут преобразовываться, объединяться и т.д. (всё это влечёт изменение административно-территориальных границ между субъектами Российской Федерации и может производиться только на двухсторонней основе - по соглашению Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации), но государственным суверенитетом они не обладают, права выхода из Российской Федерации не имеют. Конституция разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и её субъектами. К исключительным полномочиям Российской Федерации, например, относятся принятие и изменение федеральной конституции, регулирование прав и свобод человека и гражданина, оборона и безопасность, внешняя политика, федеральные энергетические системы и др.; к совместным полномочиям (в этой сфере возможно законодательное и иное регулирование Федерации и её субъектов, но верховенство имеет федеральный закон) относятся защита прав и свобод человека и гражданина, природопользование, трудовое, административное право и т.д.; «остаточные» полномочия (за вычетом двух первых групп) относятся к исключительному ведению субъектов Российской Федерации - в этой сфере закон субъекта Российской Федерации имеет верховенство, но он должен соответствовать конституции и законам Российской Федерации, иначе он является недействующим.

Четвёртая глава конституции посвящена правовому статусу Президента Российской Федерации. Президент - глава государства, он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является гарантом конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране государственного суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Власть президента не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви государственной власти, но как глава государства он участвует в осуществлении законодательной власти (право вето и др.), исполнительной власти (ему непосредственно подчинены «силовые» и некоторые другие министры и т.д.), у него есть право помилования осуждённых судом преступников и смягчения наказаний - полномочия, связанные с судебной властью. Конституция закрепляет обширные полномочия президента по образцу президентской республики с некоторыми элементами парламентарной (необходимость согласия нижней палаты парламента на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, возможность вотума недоверия Правительству). Президент Российской Федерации может быть отрешён досрочно в порядке импичмента верхней палатой парламента - Советом Федерации при участии нижней палаты, которая выдвигает обвинение против президента, а также может уйти в отставку или прекратить исполнение своих полномочий по причине стойкой неспособности осуществлять их по состоянию здоровья.

В пятой главе конституции говорится о парламенте - Федеральном собрании Российской Федерации, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Парламент принимает законы (обыкновенные, конституционные, законы о поправках к конституции), формирует некоторые высшие органы государства и назначает некоторых высших должностных лиц, даёт согласие (Государственная дума) на назначение президентом председателя правительства (министры назначаются президентом без участия парламента). Государственная дума вправе выразить недоверие правительству (необходимы два вотума недоверия для того, чтобы президент решал вопрос об отставке правительства или о роспуске Государственной думы с назначением даты новых выборов). Федеральное собрание осуществляет также некоторые другие полномочия, типичные для парламентов.

Шестая глава конституции посвящена Правительству Российской Федерации - высшему коллегиальному органу исполнительной власти Российской Федерации, состоящему из федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы, министров президент назначает самостоятельно. Некоторые министры («силовые» и др.) подчинены только президенту (в их отношении председатель правительства и правительство в целом осуществляют лишь координирующую роль). Правительство несёт ответственность перед парламентом (возможен вотум недоверия Государственной думы) и президентом.

В седьмой главе конституции говорится о судебной власти, о статусе судов и судей, о высших судах - конституционном, верховном, высшем арбитражном, о порядке их формирования, полномочиях. В этой главе говорится также о прокуратуре, которая осуществляет надзор за соблюдением конституции и законов, осуществляет государственное обвинение в суде и выполняет некоторые другие функции.

Восьмая глава конституции посвящена местному самоуправлению, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Оно осуществляется в муниципальных образованиях гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с ними осуществляют единую публичную власть народа и сотрудничают в этом. Муниципальные образования имеют свою собственность, принимают ежегодный местный бюджет.

В заключительной, девятой главе говорится о поправках и пересмотре конституции. В конституции Российской Федерации предусматривается четыре способа её изменения: внесение поправок (для этого необходимы голоса 2/3 депутатов Государственной думы, 3/4 членов Совета Федерации и ратификация поправок 2/3 субъектов Российской Федерации), в результате принимается закон о поправке к конституции; включение названия нового субъекта Российской Федерации, принятого на основе добровольного присоединения или образования нового субъекта Российской Федерации (путём принятия федерального конституционного закона - 2/3 голосов депутатов Государственной думы и 3/4 членов Совета Федерации, это применялось неоднократно при объединении автономных округов с краями или областями, в состав которых они входили); изменение названия нового субъекта Российской Федерации, уже состоящего в Федерации (новое название принимается законодательным собранием субъекта Российской Федерации и включается в текст); пересмотр конституции. Поскольку внесение поправок в главы 1, 2 и 9 невозможно (запрещено конституцией), то при такой необходимости осуществляется общий пересмотр конституции. Он производится Конституционным собранием, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо принимает новый текст конституции 2/3 голосов, либо выносит его на референдум.

Второй раздел конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» регулирует порядок реализации новых положений конституции, действие законодательства, систему органов государства в переходный период.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Лит.: Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2007; Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. М., 2008.

В. Е. Чиркин.