Консультирование психологиче­ское

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, вид профессиональной помощи человеку или группе людей в разрешении проблемной ситуации, вызывающей психологические трудности. В отличие от психотерапии консультирование психологическое относительно краткосрочно, ориентировано на запрос клиента (решение конкретной задачи, поиск выхода из кризиса) и заключается в переструктурировании восприятия клиентом своей ситуации, нахождении нового образа действия, внутренних и внешних ресурсов для реализации сформировавшегося во время консультирования психологического нового подхода к жизни. Консультирование  психологическое отходит от характерной для психотерапии модели «лечебных» отношений «врач - пациент», консультант сопровождает клиента в процессе разрешения им своей проблемы.

Аналогично направлениям в психотерапии в консультировании психологическом выделяют когнитивное, бихевиоральное, психоаналитическое, гуманистическое, экзистенциальное и другие направления. Как и психотерапия, консультирование психологическое основывает свою практику на концепциях личности, в соответствии с которыми консультант делает определённые акценты в работе с клиентом и применяет соответствующие техники. Так, в психоаналитическом консультировании консультант может стремиться к преодолению невротических защитных механизмов личности клиента, в когнитивно-бихевиоральном - к овладению новыми эффективными приёмами мышления и поведения, в гештальтподходе - к изменению отношения к проблемной ситуации и к себе в ней на основе её более целостного восприятия, в клиент-центрированном - к раскрытию ресурсов личности клиента в условиях поощряемого консультантом свободного выражения мыслей и чувств, в процессуальном - к освобождению психической энергии, сосредоточенной в бессознательных процессах.

Реклама

Установив контакт с клиентом, консультант предоставляет ему возможность выговориться, стремясь помочь ему как можно более полно раскрыть свои переживания и расширить своё видение ситуации. Оказывая клиенту эмоциональную поддержку, консультант рассказывает ему о позитивных аспектах его проблемной ситуации; вместе с ним переформулирует его проблемы в цель консультирования психологического. Корректируя нереалистичные ожидания, консультант формирует регистр возможных решений проблемы, помогает клиенту прочувствовать каждый предлагаемый вариант (например, проигрывая его по ролям) и осуществить выбор оптимального решения с точки зрения клиента.

Исторический очерк. Как вид профессиональной деятельности консультирование психологическое начало развиваться в начале 20 века в США в области профориентации молодёжи (Дж. Дэвис, Ф. Парсонс и др.), социальной и психологической реабилитации ветеранов войн, инвалидов и душевнобольных (К. Бирс и др.). Ряд законодательных актов 1920-30-х годов поддерживал зарождающиеся институты консультирования психологического в образовательных учреждениях, реабилитационных центрах и общественных организациях, специализирующихся на оказании помощи населению. В 1937 году появился «Журнал консультативной психологии».

После 2-й мировой войны в США, а затем и в Европе происходило расширение психологической помощи неклинического характера. В 1952 году была основана Американская ассоциация управления персоналом (APGA), преобразованная в 1983 году в Американскую ассоциацию консультирования и развития (AACD), а в 1992 - в Американскую ассоциацию консультирования (АСА), ставшую главной профессиональной организацией консультантов в США.

Большое влияние на развитие теории и методологии консультирования психологического оказали работы К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» (1942, русский перевод 1999) и Р. Мэя «Искусство психологического консультирования» (1965, русский перевод 1994), заложившие основы подготовки консультантов и этических стандартов современного психологического консультирования.

К. Роджерс определял консультирование психологическое как «взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это даёт ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации». Он обосновал преимущества «недирективного» (или «центрированного на клиенте») подхода в консультирование психологическое, ставя на первое место создание тёплого эмоционального контакта между консультантом и клиентом, позволяющего свободное выражение эмоций и исключающего давление консультанта и его интерпретаций.

Р. Мэй, один из основоположников экзистенциального подхода в консультировании психологическом, считал, что задачи консультирования психологического - способствовать росту свободы личности и способности человека принимать ответственность за свою жизнь, помочь ему освободиться от патологического чувства вины и достойно принять духовное напряжение, свойственное природе человека. Важнейшими чертами личности консультанта Мэй считал честность по отношению к себе, принятие своего несовершенства, способность получать удовольствие от жизни и проявлять бескорыстный интерес к людям.

Становлению российского консультирования психологического способствовали визиты в Москву во 2-й половине 1980-х годов В. Франкла и К. Роджерса. С проникновением в 1990-х годах в Россию западных школ психотерапии началось бурное развитие российского консультирования психологического. Ряд российских психологов разрабатывают оригинальные подходы к консультированию психологическому, например диалогический подход (Ф. Е. Василюк и др.), основанный на теории доминанты А. А. Ухтомского и концепции диалога М. М. Бахтина.

Виды психологического консультирования. Помимо индивидуального консультирования психологического взрослых людей по поводу их личностных проблем, консультирование психологическое широко используется в образовании, медицине, бизнесе, социальной работе и других сферах.

Консультирование детей и подростков. На западе наиболее влиятельными в детском консультировании психологическом являются концепции психоаналитического направления (Д. Уинникотт, М. Кляйн, Э. Эриксон и др.), а в России - концепции возрастных кризисов и зоны ближайшего развития Л. С. Выготского, а также периодизации возрастного развития и игры Д. Б. Эльконина. Для консультирования психологического детей характерно использование проективных тестов и игровых психотерапевтических методов. Консультирование  психологическое подростков в силу кризисного характера развития в этом возрасте часто носит характер профилактики социально-психологической дезадаптации (помощи в преодолении нарушенного взаимодействия развивающейся личности с окружающим миром). В задачу консультирования психологического подростков входит также поддержка в выборе жизненного пути и профессионального самоопределения. Консультирование  психологическое детей часто является составной частью семейного и школьного психологического консультирования.

Семейное консультирование психологическое, использующее во многом методы семейной психотерапии, ставит своей целью выявление проблем членов семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста каждого из её членов. Для семейного консультирования психологического характерны рассмотрение семьи как системы, обладающей потенциалом к позитивному развитию, а семейной истории - как нарратива, анализ жизненного цикла семьи. Считая всех членов семьи равноценными, консультант стремится к снятию с кого-либо из них роли виновного за семейные проблемы, анализу аспектов ролевого взаимодействия в семье, переходу от взаимных претензий и обвинений к обсуждению потребностей всех членов семьи, моделированию конструктивного взаимодействия между ними и принятию каждым ответственности за своё поведение в разрешении проблемных ситуаций.

Школьное консультирование психологическое помогает в разрешении таких системных проблем школы, как трудность согласования задач обучения и психического развития детей; консервативность школьной системы и сложность адаптации в ней для детей, педагогов, родителей; разнонаправленность их потребностей и запросов.

Реабилитационное консультирование психологическое оказывает помощь людям с нарушенными возможностями адаптации и развития - страдающим от физических травм и заболеваний, психических расстройств или последствий психической травмы, бывшим заключённым, проходящим и прошедшим курс лечения от наркотической зависимости, участникам боевых действий, жертвам этнических конфликтов, беженцам и другим людям, которым необходима помощь в преодолении психологических последствий травмы, нарушенной самооценки, неверия в свои силы, отсутствия позитивного интереса к жизни, переживания ущербности. Задачи реабилитационного консультирования психологического - восстановление способности клиента к самореализации в обществе, социальных связей с близкими, принятие себя и ответственности за свою жизнь. Важной частью реабилитационного консультирования психологического является контакт с близкими клиента, семейное консультирование психологическое, взаимодействие с другими специалистами (медиками, социальными работниками, юристами) и терапевтическими сообществами самопомощи (такими, как «Анонимные алкоголики»).

Профессиональное консультирование психологическое фокусируется на помощи клиентам в выборе профессии с учётом склонностей, интересов, сформировавшихся способностей и потребностей общества, а также в последующих шагах по ступеням карьеры, самореализации в профессиональной деятельности вплоть до завершения трудовой деятельности перед выходом на пенсию. Профессиональное консультирование психологическое включает информирование клиента об особенностях различных профессий и требуемых ими психологических ресурсов, ситуации на рынке труда, помощь клиенту в овладении навыками, необходимыми для успешного трудоустройства (в составлении резюме, прохождении собеседований, адаптации в трудовом коллективе и т. д.). Профессиональное консультирование психологическое охватывает также круг проблем, возникающих в процессе развития карьеры и при завершении трудовой деятельности перед выходом на пенсию.

Телефонное консультирование - психология, помощь по телефону для людей в кризисном состоянии. Первую телефонную консультацию по предотвращению суицидов основал в 1953 году в Лондоне англиканский священник Ч. Вара. Вскоре службы телефонного консультирования появились в большинстве крупных европейских городов, была создана Международная федерация служб телефонной экстренной помощи (IFOTES). Основные принципы работы: круглосуточная доступность, анонимность, конфиденциальность, принятие звонящего таким, какой он есть, отказ от давления, манипулирования и навязывания какой-либо позиции. Анонимное телефонное консультирование применяется также для оказания психологической помощи наркозависимым, ВИЧ-инфицированным, подвергающимся насилию, вовлечённым в сексуальную эксплуатацию и др.

Организационное консультирование психологическое - социально-психологическое сопровождение запланированных процессов изменения в организациях с целью повышения эффективности их функционирования. К задачам оргконсультанта относится согласование целей сотрудников, ясность мотивов, сбалансированность полномочий и ответственности, соответствие стилей управления и корпоративной атмосферы, обучение умению вовремя предотвращать или конструктивно решать конфликтные ситуации. Консультант проводит социально-психологическую диагностику, составляет рекомендации для руководства (например, по подбору и адаптации персонала), способствует формированию единой команды (английский team-building), созданию или коррекции корпоративной культуры и стиля.

Коучинг (английский coaching - тренировка) - процесс помощи клиенту в улучшении количественных или качественных характеристик его деятельности посредством критического анализа того, каким образом субъект использует специфические умения и знания. Коучинг ориентирован на выработку у клиента индивидуальной стратегии жизненного успеха. Коучинг может быть как индивидуальным, так и организационным.

Лит.: Blocher D. Н. Developmental counseling. N.Y., 1966; Kennedy Е. On becoming counselor: а basic guide for non-professional counselors. N. Y., 1977; George R. L., Cristiani Т. S. Counseling: theory and practice. Prentice-Hall, 1990; Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999; Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. М., 1999; Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2000; Gelso С. J., Fretz В. С. Counseling psychology. 2nd ed. Fort Worth, 2000; Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000; Огнев А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб., 2003; Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2007; Немов Р. С. Психологическое консультирование. М., 2008.

Ю. Г. Лапшин.