Конт Огюст

Конт (Comte) ОгюстКОНТ (Comte) Огюст (Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье) (19.1.1798, Монпелье - 5.9.1857, Париж), французский социолог и философ, родоначальник позитивизма. Основоположник социологии (впервые ввёл сам термин) как самостоятельной научной дисциплины. Учился в Политехнической школе в Париже (1814-1816), из которой был исключён за участие в студенческих волнениях. В 1817-1824 личный секретарь К. А. Сен-Симона, оказавшего огромное влияние на формирование его взглядов. Конт воспринял также идеи таких представителей французской просветительской мысли, как Ш. Л. Монтескьё (принцип детерминизма, распространяемый на сферу общественной жизни), А. Р. Ж. Тюрго и М. Ж. Кондорсе (концепция прогресса).

Хотя позитивизм рассматривался самим Контом как целостное мировоззрение, однако первоначально преобладавший «объективный» научно-методологический подход в «Курсе позитивной философии» («Cours de philosophie positive», vol. 1-6, 1830-42; русский перевод «Курс положительной философии», т. 1-2, 1899-1900) сменился «субъективным» методом, а позитивизм приобрёл черты социально-утопической доктрины в «Системе позитивной политики» («Systeme de politique positive...», vol. 1-4, 1851-54).

Реклама

Смысловым ядром теории Конта является закон «трёх стадий» умственного развития - теологического, метафизического и позитивного. Этот закон описывает одновременно интеллектуальную и социальную эволюцию, прогресс разума рассматривается при этом как основной фактор общественных изменений. Теологическое мышление разной степени сложности (фетишизм, политеизм, монотеизм) усматривает в окружающем мире действие «одушевлённых» сверхъестественных сил, на метафизические стадии место богов и «духов» занимают абстракции умозрительных философских систем. Наконец, в позитивном состоянии «человеческий дух познаёт невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов...» (Западноевропейская социология XIX в.: [Тексты]. М., 1996. С. 95). На позитивной стадии наука ограничивается изучением эмпирических фактов и их устойчивых комбинаций, её задачей становится формулировка научных законов как описаний регулярных, повторяющихся связей и отношений между отдельными явлениями, наблюдаемыми исследователем. При этом научное исследование должно стремиться использовать собственные результаты в практических целях («знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь»).

«Позитивная философия» Конта состоит из корпуса наук, находящихся в отношениях иерархической взаимозависимости. Конт выделяет шесть основных наук в порядке возрастания конкретности и сложности изучаемых ими предметов: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Все эти дисциплины являются теоретическими (т. е. законоустанавливающими) и отличаются от наук вспомогательных и описательных. Любая последующая наука опирается на предшествующие, образуя новую область исследования с её специфическими законами. Большинство наук уже находится на позитивной стадии развития, однако в социально-гуманитарном знании всё ещё сильны позиции теологического и метафизического мышления, которое и призвана вытеснить социология в качестве объективной научной дисциплины.

Социология определяется Контом предельно широко - как наука о «Человечестве», «порядке и прогрессе». В ранних работах для наименования новой науки об обществе Конт использовал термин «социальная физика», указывая тем самым на универсальную значимость естественнонаучной методологии. Основными разделами социологии являются социальная статика, изучающая структуру общества, условия и механизмы воспроизводства социального порядка, и социальная динамика, выявляющая закономерности и тенденции общественного развития.

В поздних произведениях Конт разрабатывает социально-утопическую программу, в которой наука выступает в качестве основного средства преобразования всего природного и социального универсума. Наука становится новой, «позитивной» религией, а учёные-позитивисты занимают положение духовенства. Над позитивной социологией надстраивается позитивная этика, призванная формулировать цели и ценности общественной жизни, провозглашается примат истин сердца над истинами разума. Императивом позитивной морали становится «альтруизм» (термин введён Контом), «жизнь для других». Призванием человека должно стать служение «Человечеству», «Великому Существу», которое превращается в объект поклонения новой религии.

Воззрения позднего Конта раскололи позитивистское движение. Лишь немногие последователи Конта приняли его учение целиком, участвуя в создании позитивистских обществ и «Позитивистской церкви» в некоторых западноевропейских и латиноамериканские странах (во Франции, Великобритании, Бразилии, Чили). Лозунг Конта «Порядок и Прогресс» включён в графическую композицию бразильского национального флага.

Собственно научные идеи Конта в Великобритании развивали Дж. С. Милль и Г. Спенсер, во Франции - Э. Литтре, позднее Э. Дюркгейм. Позитивизм стал доминирующим методологическим проектом в европейской и американской социологии 2-й половины 19 - начала 20 века, к наследию Конта обращались многие российские учёные, мыслители и публицисты (П. Л. Лавров, В. В. Лесевич, Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевский, В. С. Соловьёв, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин и др.).

Соч.: Œuvres. Р., 1968-1971. Vol. 1-12; Дух позитивной философии. Ростов н/Д., 2003.

Лит.: Яковенко В. И. О. Конт. Его жизнь и философская деятельность. СПб., 1894. СПб., 1998; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Pickering М. А. Comte: an intellectual biography. Camb., 1993; Ковалевский М. М. Конт, его предшественники и последователи // Ковалевский М. М. Соч. СПб., 1997. Т. 1; О. Конт: к 200-летию со дня рождения. СПб., 1998; О. Конт: взгляд из России. М., 2000; Милль Дж. Ст. О. Конт и позитивизм. М., 2007.

Д. Г. Подвойский.