Контактная сеть

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ, комплекс устройств для передачи электроэнергии от электрических станций через тяговые подстанции к электрическому подвижному составу - электровозам, моторным вагонам, трамваям, троллейбусам и др. Контактная сеть является частью тяговой сети и для рельсового электрифицированного транспорта обычно служит её фазой (при переменном токе) или полюсом (при постоянном токе); другой фазой (или полюсом) для подвижного состава является рельсовая цепь. Передача электроэнергии выполняется через токоприёмники движущегося электроподвижного состава, скользящие (или катящиеся) по проводу воздушной контактной подвески (на магистральных железных дорогах; на линиях, обслуживающих карьеры и рудники; на трамвайных и троллейбусных линиях) или контактному рельсу (главным образом в метрополитене). Контактный провод - основной элемент воздушной подвески, входящей в состав контактных сетей магистральных железных дорог. Кроме того, в неё входят: несущий трос, к которому с помощью струн подвешивается контактный провод; усиливающий и экранирующий провода; поддерживающие и фиксирующие устройства; изоляторы и консоли; компенсаторы натяжения проводов и различная арматура. На перегонах контактная подвеска крепится к опорам, установленным вдоль пути, а на станциях, как правило, к поперечинам - жёстким (металлическая конструкция) или гибким (система тросов), проходящим над несколькими станционными путями. На железных дорогах России обычно применяют опоры стандартной длины - 10, 12, 15 и 20 м. Необходимое качество токосъёма при движении поездов обеспечивается соответствующей конструкцией токоприёмников, материалом и сечением контактных проводов, их взаимным расположением.

Реклама

Контактная  сеть предназначена для работы на открытом воздухе и подвержена воздействию климатических факторов (изменение температуры, солнечная радиация, гололёд, дождь, иней, содержащиеся в воздухе загрязнения и др.), а также тепла, выделяющегося при протекании тягового тока по элементам сети, и механических нагрузок со стороны токоприёмника. От надёжной работы контактной сети зависят максимальные скорости движения, безопасность работы электрифицированного подвижного состава, защита пассажиров от вредных влияний.

Лит.: Фрайфельд А. В., Марков А. С., Бондарев Н. А. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий. 2-е изд. М., 1987; Вологин В. А. Взаимодействие токоприемников и контактной сети. М., 2006.

Ф. А. Магидин.