Контент-анализ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от английский content - содержание), совокупность формализованных исследовательских методик, применяемых в гуманитарных науках для анализа содержания текстов, речи, изображений, интернет-сайтов, видеоматериалов и других продуктов коммуникации. Термин возник в конце 19 века, контент-анализ оформился в 1930-е годы в США и приобрёл особую эффективность и популярность с распространением компьютеров. Качественный контент-анализ направлен на выявление структуры текста, основных категорий содержания: тем, понятий, фактов и других смысловых единиц, выбор которых определяется целями исследования. Более распространённый количественный контент-анализ применяет статистические методы (например, подсчёт частоты употребления разных слов) с последующей интерпретацией полученных числовых данных. Контент-анализ нашёл множество прикладных применений: в анализе результатов проведения фокус-групп, психологического тестирования, социологических опросов, рекламы, выступлений политиков, исторических источников, литературных произведений и др.

Лит.: Holsti О. R. Content analysis for the social sciences and humanities. Reading; L., 1969; Weber R.Ph. Basic content analysis. 2nd ed. Newbury Park, 1990; Шалак В. И. Современный контент-анализ. М., 2004.