Контрапост
КОНТРАПОСТ (от итальянского contrapposto - противопоставление, контраст), приём в изобразительном искусстве, расположение человеческой фигуры, при котором нарушается симметрия её частей. Формула контрапоста, разработанная в древнегреческой статуарной пластике периода ранней классики, представляет собой такую постановку ног фигуры, при которой одна нога является опорной и принимает на себя основную тяжесть корпуса, тогда как другая - слегка отставлена. Соответственно нарушена симметрия и других частей фигуры: на стороне опорной ноги бедро приподнято, в ту же сторону обычно повёрнута и голова. При этом баланс частей тела таков, что вся фигура выглядит максимально устойчивой. В сочетании с хиазмом контрапост способствует созданию эффекта равновесия, достигаемого минимальными мускульными усилиями. При этом само тело не выглядит вялым или расслабленным; свободная нога расположена так, что, не меняя своего положения, она может стать толчковой, отчего и тело, при всём его покое, выглядит готовым прийти в движение. Формула контрапоста, широко использовавшаяся в античном искусстве, с искажениями применялась в европейской средневековой пластике. Была возрождена в эпоху итальянского Ренессанса, когда контрапост стал пониматься в расширенном смысле: не только как противопоставление элементов человеческого тела, но как принцип максимального контраста, необходимый для достижения разнообразия. Крайним выражением ренессансной идеи контрапоста является тип «змеевидной» фигуры (figura serpentinata), появившийся в творчестве Микеланджело и распространившийся в скульптуре и живописи маньеризма.
Л. И. Таруашвили.