Контрданс

КОНТРДАНС (французский contredanse, от английского country dance, буквально - деревенский танец), старинный парный танец. В контрдансе может участвовать любое количество пар, образуя круг или две противоположные линии танцующих. Употребительные музыкальные  размеры: 24, 68, темп оживлённый и быстрый. Возник в Англии; первые музыкальные  обработки, принадлежащие Дж. Плейфорду, опубликованы в сборнике «Английский танцевальный учитель» («The English dancing master», 1651, многократно переиздавался до 1728). В конце 17 века появился в Нидерландах и Франции, наибольшее распространение получил здесь в 1750-1760-х годах. В 18-19 веках стал популярным бальным танцем в разных странах Европы (в том числе в России); обычно его танцевали после менуэта. Тогда же возникли многочисленные разновидности контрданса: кадриль, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. В середине 19 века контрданс утратил популярность, но сохранялся в народном быту (Англия, Шотландия).

Контрданс  использовался в качестве заключительного номера в балетах (опера-балет «Полимния», балеты «Пигмалион», «Зефир» Ж. Ф. Рамо; «Творения Прометея» Л. ван Бетховена), вводился в оперу («Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Мелодии контрданса часто служили темами для инструментальных вариаций, в темпе и характере контрданса написаны многие финалы классических симфоний; 12 контрдансов для оркестра создал Бетховен. Многие мелодии контрданса подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (например, «Çа ira»- песня Французской революции 18 века), песни в балладных операх, водевильные куплеты.

Лит.: Рубаха Е. А. Контрданс. Его особенности, истоки и воздействие на музыку венских классиков // Музыка и хореография современного балета. М., 1982. Вып. 4.