Контрерас Глория

КОНТРЕРАС (Contreras) Глория (родился 15.11.1934, Мехико), мексиканская танцовщица и хореограф. В Мехико обучалась танцу в школе бывшей балерины Парижской оперы Н. Дамбре, в 1950-55 танцевала в её труппе «Нельси Дамбре балле». В 1955-56 в Королевском балете Виннипега (Канада). С 1956 года в Нью-Йорке, училась на курсах усовершенствования в Школе Американского балета у А. Н. Обухова, П. Н. Владимирова, Ф. Л. Дубровской, М. Стюарт. В 1958 организовала труппу «Mexico Lindo» и начала сочинять миниатюры. Её поддержал Дж. Баланчин, назначив стипендию и курируя её хореографические опыты. В 1962 Контрерас создала в Нью-Йорке труппу «Контрерас данс компани», параллельно как хореограф-постановщик работала в театрах Чили, Канады, Кубы, Аргентины, Бразилии и в труппе Баланчина. С 1969 в Мехико. С 1970 руководит труппой «Хореографическая мастерская» при Национальном автономном университете Мексики. В 1988 закончила карьеру танцовщицы. Контрерас - первый хореограф, создавший в Мексике авторский балетный театр. Использует различные виды танцевальной техники, отдавая приоритет классическому танцу. Ставит балеты-симфонии на музыку  европейских композиторов - Дж. Б. Перголези («Танцы для женщин», 1970), Э. Вареза («Интегралы», 1971), И. С. Баха («Кончерто ре» на музыку  Концерта ре минор, 1978; «Гольдберг-вариации», 1999), И. Ф. Стравинского («Симфония псалмов», 1981), К. Дебюсси («Море», 1986), В. А. Моцарта («Реквием», 1993), Г. Малера («Песни об умерших детях», 1994), П. И. Чайковского («Воспоминание», 1995); сюжетные балеты: «Уапанго» X. П. Монкайо (1958), «Сенсемайя» С. Ревуэльтаса (1965), «Образы пятого солнца» Ф. Ибарра (1984), «Мексиканские пьесы» М. Понсе и «Ромео и Джульетта» Чайковского (оба 1993), «Весна священная» (1994) и «Жар-птица» (1995) Стравинского, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза (1997), «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (2002); сакральные действа на основе библейских сюжетов и духовной музыки: «Иегова» на музыку  Г. де Машо (1962), «Canticum Sacrum» (1974) и «Реквием для поэта» (1977) на музыку  Стравинского, «Магнификат» на музыку  Баха (1990), «Псалмы первозданные» Р. Л. Морено (1995) и др. В 1996 в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории Контрерас осуществила постановку программы миниатюр «Виват, Мексика!». Изучала методику А. Я. Вагановой, автор книг по обучению классическому танцу. В 2003 избрана в Академию выдающихся деятелей Мексики.

Реклама

Соч.: Ballet Paso а Paso. Primer у Segundo grado. Мéх., 1990-1993. Vol. 1-2; Contrologia. Un sistema completo de ejercicios para hombres у mujeres. 2 ed. Мéх., 1997.

Лит.: Кузовлева Т. Путь к открытиям // Балет. 1999. № 104; Г. Контрерас: феномен мексиканского балета. СПб., 2000; Илларионов Б. Глория: русские корни мексиканского балета. СПб., 2004.

Т. Е. Кузовлева.