Контркультура

КОНТРКУЛЬТУРА (от контр... и латинского cultura - возделывание, обрабатывание), общее название для субкультур 2-й половины 20 века, противопоставивших себя ценностям и нормам господствующей идеологии, массовой культуры и стремившихся найти альтернативу образу жизни, ориентированному на респектабельность, карьеру и материальное благополучие. Главный признак контркультуры - «тотальный нонконформизм», демонстративное противостояние и открытый вызов общепринятым нормам и условностям. Идеология и практики контркультуры приобрели популярность, прежде всего в студенческой среде, а также у различных групп «маргинальной» молодёжи. Согласно этой идеологии, центральную роль в возникновении контркультуры сыграл духовный кризис западного общества, неспособность науки, традиционных ценностных ориентаций и религиозных форм ответить на запросы нового поколения. В англоязычной социологической литературе термин «контркультура» нередко употребляется во множественном числе, указывая на разнообразие альтернативных субкультур, несхожесть их мировоззрений, иногда доходящую до открытых конфликтов.

Реклама

Зарождение контркультуры относят к 1950-м годам (битники в США, стиляги в СССР), а её расцвет, связанный, прежде всего с движением хиппи, пришёлся на 2-ю половину 1960-х годов. Термин «контркультура» был введён в 1969 году американским историком и социологом Т. Роззаком, систематизировавшим основные черты мировосприятия и стиля жизни, характерные для контркультуры 1960-х годов контркультуры хиппи, стремившихся превратить любую деятельность в творческую игру, носила ярко выраженный карнавальный характер: обезличивающим костюмам офисных работников они противопоставляли яркую или необычную одежду, дому - бродяжничество, семье - «свободную любовь», научной картине мира - мистицизм, традиционным религиозным практикам - употребление «расширяющих сознание» психоактивных веществ. Хиппи подготовили почву для возникновения других направлений контркультуры, создав «альтернативную моду» на всё нетрадиционное (так, в конце 1960-х годов в моду вошли джинсы, короткие юбки, длинные волосы у мужчин, рок-музыка и т. п.).

Идеологическое оформление контркультуры 1960-х годов было дано в работах Ж. Делёза, Г. Маркузе, Т. Лири, американских социологов Ч. Р. Миллса («Письмо к новым левым», 1960) и Ч. Рейча («Зеленеющая Америка», 1970) и др. В распространении среди молодёжи контркультуры они видели выход из кризиса репрессивной технократической культуры «общества потребления»: революция в сознании должна была привести к новому типу отношений между людьми, основанных не на конкуренции и потреблении, а на сотрудничестве и творчестве. Эта идеология стала массовой среди молодёжи, большие группы американских студентов и других молодых людей выходили на улицы, выступая против войны во Вьетнаме и гонки вооружений, в защиту прав женщин, сексуальных и других меньшинств, за легализацию марихуаны и других психоактивных веществ. Развёрнутое ими леворадикальное протестное движение захватило весь западный мир (в 1968 году студенческие волнения в Париже и др.).

В 1970-х годах политические формы контркультуры постепенно угасали и главной формой выражения контркультурных настроений стала художественная практика. В 1976-77 спад контркультуры сменился новым кратковременным подъёмом в связи с движением панков, быстро распространившимся из Великобритании по всему миру. Панки, начав с полного отрицания общепринятых форм культуры («визитной карточкой» панка стала тяга ко всему уродливому, безобразному, отталкивающему), постепенно сформировали собственные ценности, близкие к идеалам контркультуры 1960-х годов.

Контркультура  1960-70-х годов породила множество альтернативных субкультур: «банды» мотоциклистов (байкеры, «Ангелы ада»), разнообразные революционные группы и террористические организации («Чёрные пантеры» в США и др.), молодёжные движения, вдохновлённые тем или иным музыкальным  стилем (панки, металлисты), экстремистские расистские группировки (например, скинхеды), религиозные движения (растаманы, «Харе Кришна»), борцы за сохранение окружающей среды (зелёные, антиглобалисты). В качестве идеальных типов контркультуры выделяют контркультуры радикальных активистов, вовлечённых в «борьбу с системой», контркультуры обособленных утопических общин, созданных для жизни на основе новых ценностей, контркультуры мистиков, ищущих подлинную жизнь в самопознании и медитативных практиках.

В 1980-х годах стал очевиден кризис контркультуры: коммуны хиппи к тому времени распались или переродились, происшедшее под влиянием контркультуры переосмысление этики труда, отношений между полами («сексуальная революция»), представлений о личности человека (например, в гуманистической психологии) привело к тому, что контркультура утратила свой альтернативный характер. Под давлением бизнеса стала исчезать конфронтация между контркультурой и массовой культурой: атрибуты былой контркультуры были интегрированы в «культуру потребления».

В СССР субкультуры, противостоящие как официальной советской идеологии, так и массовой культуре, формировались в 1970-х годах вокруг непризнанного официально искусства - музыкального, литературного, художественного андерграунда. Самым влиятельным движением контркультуры конца 1970-х - середины 1990-х годов стала так называемая Система, в которой смешались элементы различных альтернативных субкультур, в первую очередь хиппи и панков. Характерными чертами российской контркультуры были ненормативная лексика и особый сленг, состоящий, прежде всего из англицизмов. Продукты контркультуры распространялись из рук в руки (аудиозаписи андерграундных рок-групп, таких как «Аквариум» в начале 1980-х годов и «Гражданская оборона» в конце 1980-х годов, произведения самиздата и т.п.). «Нормативными» практиками контркультуры были путешествия автостопом, проживание в сквотах (небольших коммунах, обычно в одной квартире, на заброшенном чердаке или в здании), организация «подпольных» рок-концертов, проводимых на квартирах.

В культурологии и социальной психологии контркультура рассматривалась как альтернативный институт социализации в быстро меняющейся культуре, где идентичность человека и его место в обществе не заданы жёстко традицией (контркультура как проявление «негативной идентичности» у Э. Эриксона). Согласно А. Маслоу, контркультура была вызвана потребностью в самоактуализации, не получавшей удовлетворения в культуре, ориентированной на унификацию и потребление. В дальнейшем в контркультуре стали видеть закономерное проявление циклического процесса самообновления культуры через создание и последующую ассимиляцию её альтернативных форм. Смотри также Альтернативные движения.

Лит.: Adler N. The underground stream: new life styles and the antinomian personality. N. Y.; L., 1972; Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980; Мельвиль А. Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., 1981; Berger В. М. The survival of а counterculture. Berk.; L., 1981; Yinger М. Countercultures. N.Y.; L., 1982; Nelson Е. The British counter-culture, 1966-73: а study of the underground press. Basingstoke, 1989; Контркультура и социальные трансформации. М., 1990; Roszak Th. The making of а counter culture. Berk.; L., 1995; Goffman К. Counterculture through the ages: from Abraham to Acid house. N. Y., 2004; Современные трансформации российской культуры. М., 2005; Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу: как контркультура создает новую культуру потребления. М., 2007. Смотри также литературу при ст. Хиппи.

А. В. Константинов.