Контрреформация
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, комплекс мер по реорганизации структуры и институтов Римско-католической церкви, упорядочению отдельных положений её вероучения, принятых в середине 16-17 века в целях противодействия распространению реформационных идей и становлению новых церквей (смотри Реформация). Термин «контрреформация» введён в 19 веке Л. фон Ранке.
Контрреформации предшествовали попытки Церкви осуществить ряд второстепенных реформ (постановления V Латеранского собора 1512-17; буллы папы Льва Х, «Проект исправления церкви», разработанный в 1536-37 комиссией кардинала Г. Контарини), которые, однако, не имели успеха. Пытаясь противодействовать реформационному движению, папство первоначально прибегало к анафемам и интердиктам, обращалось за помощью к светским властям Священной Римской империи.
В 1540-х годах Римская курия отвергла идеи радикального обновления католицизма. С этого времени контрреформация определяла все основные стороны жизни Римско-католической церкви.
Большая роль в осуществлении контрреформации отводилась новым орденам монашеским и конгрегациям религиозным - иезуитам, камальдулам (основана в 11 веке как ветвь бенедиктинцев, реорганизована в середине 16 века), капуцинам, театинцам (1524), урсулинкам, братьям милосердия (1540, ликвидированы в 1790), варнавитам, сомаскам (1540), ораторианцам. Общим для этих орденов было возвращение к строгой аскезе, пастырская, образовательная и благотворительная деятельность в миру.
Реклама
В 1542 году для борьбы с религиозным инакомыслием в Риме создана «Святая конгрегация» с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространявшейся на все католические государства (смотри Инквизиция). Деятельность инквизиции дополнялась строжайшей книжной цензурой. В 1543 кардинал Дж. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов, надзиравших также за торговлей книгами и их пересылкой. Первые каталоги запрещённых книг были составлены по инициативе местных церковных властей в городах Лёвен, Париж, Венеция, Флоренция и Милан. В 1559 в Риме издан «Индекс запрещённых книг», обязательный уже для всех католических государств. В 1564 папа Пий IV (1560-65) издал его переработанный вариант - Тридентский индекс (смотри в статье «Индекс запрещённых книг»). В него вошли, в том числе некоторые одобренные ранее Церковью книги и даже «Проект исправления церкви», одним из составителей которого был сам Караффа. Законы о книжной цензуре предусматривали инквизиционное преследование издателей, торговцев, а также частных лиц за чтение, хранение и распространение запрещённых книг.
Окончательная консолидация сил контрреформации произошла на Тридентском соборе (1545-63), признавшем право папы Римского на неограниченную власть над католической церковью, а также закрепившем всю догматическую основу и организационную структуру Римско-католической церкви. Были подтверждены авторитет церковного Предания (наряду со Священным Писанием), аутентичность латинского перевода Библии, уточнены догматические учения о грехе первородном, оправдании, церковных таинствах, чистилище, почитании святых, их мощей и икон. Тем самым были закреплены вероисповедные разногласия с протестантами.
Общая реформа управления, декларированная собором, предусматривала правила назначения и определяла круг обязанностей прелатов, предписывала усиление епископского надзора за подопечным духовенством, реорганизацию соборных капитулов и монашеских орденов. Вводились меры против злоупотребления церковным имуществом, а также злоупотреблений, связанных с индульгенциями, воспрещались непотизм, симония, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. По окончании собора папа Пий IV утвердил его постановления, сохранив за собой исключительное право их толкования (январь 1564).
В середине 16 века Римско-католическая церковь взяла курс на повсеместное восстановление католицизма, активно вмешиваясь в борьбу различных общественных сил. В наследственных владениях Габсбургов и верхненемецких княжествах она поддерживала государей в их противостоянии с сословиями; в Англии, Ирландии и Франции покровительствовала антиправительственной католической оппозиции; в валлонских провинциях Нидерландов - дворянству и крестьянам; в рейнских землях - зажиточным горожанам. Главным политическим союзником Церкви в проведении политики контрреформации стала абсолютистская власть как в крупных государствах Европы - Испании, Португалии, Священной Римской империи, Франции, так и в мелкодержавных владениях Южной Германии и Италии. Контрреформация не имела успеха в Скандинавии, где Римско-католическая церковь полностью утратила свои позиции, а также в Англии и Шотландии.
Контрреформация оказала значительное влияние на культуру Возрождения, прежде всего в Италии. Преследуя любые отступления от католических догматов и проявления вольнодумства в светском обществе, Церковь в то же время широко использовала достижения ренессансной культуры.
Лит.: Ранке Л. Римские папы в последние четыре столетия. 2-е изд. СПб., 1874. Т. 1-2; Maurenbrecher W. Geschichte der katholischen Reformation. Nordlingen, 1880; Pastor L. Geschichte der Рäpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg, 1886-1933. Bd 1-16; Gothein Е. Ignatius von Loyola und die Gegenreformation. Halle, 1895; Вульфиус А. Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. П., 1922; Jedin Н. Katholische Reformation oder Gegenreformation? Luzern, 1946; idem. Geschichte des Konzils von Trient. Freiburg, 1949-1975. Bd 1-4; Cristiani А. L. L’Eglise à l’époque du Concile de Trente. Р., 1948; Schreiber G. Das Weltkonzil von Trient. Freiburg, 1951. Bd 1-2; Willaert L. L’église au lendemain du Concile de Trente. Namur, 1960; Burns Е. М. The Counter Reformation. Princeton, 1964; Evennett Н. О. The spirit of the Counter Reformation. Camb., 1968; Montanelli I., Gervaso R. L’Italia della Controriforma (1492-1600). 5 ed. Mil., 1968; Dickens А. G. The Counter Reformation. L., 1975; Schmidt К.D. Die katolische Reform und die Gegenreformation. Gött., 1975; Кудрявцев О. Ф. Контрреформация // История Европы. М., 1993. Т. 3.
О. Ф. Кудрявцев.