«Контрреформы» 1880—90-х гг
«КОНТРРЕФОРМЫ» 1880-90-х годов, принятое в исторической литературе название внутриполитического курса российского императора Александра III, выразившегося в издании ряда законов, которые корректировали основные положения реформ 1860-70-х годов, проведённых императором Александром II. Термин восходит к историографии 1910-х годов, когда он употреблялся как синоним понятий «охранительное законодательство», «реакция» и т. п. В таком же значении термин утвердился в советской историографии (работы П. А. Зайончковского и Л. Г. Захаровой). Ряд современных исследователей (Л. Ф. Писарькова, Й. Баберовский) считают, что «контрреформы» были необходимой корректировкой законодательства 1860-х годов, вызванной требованиями времени. Их состав расплывчат. Вплоть до конца 1980-х годов к «контрреформам» безусловно относили лишь реформы местного управления и самоуправления 1880-90-х годов. Некоторые исследователи выделяли также судебную (А. А. Кизеветтер, Б. В. Виленский) и университетскую (Г. И. Щетинина) «контрреформы». В современной историографии существует тенденция рассматривать в качестве «контрреформ» весь комплекс консервативных мер эпохи царствования Александра III по пересмотру законодательства Александра II.
Реклама
В печати главными идеологами «контрреформ» выступили М. Н. Катков, князь В. П. Мещерский и К. П. Победоносцев. По их мнению, цель «контрреформ» - возвращение России на путь «естественного», самобытного развития, что должно было способствовать, с одной стороны, укреплению её благосостояния и могущества, а с другой - снятию противоречия между обществом и властью, погашению революционных настроений и в итоге привести к консолидации общества. «Контрреформы» были направлены на расширение участия государства во всех сферах жизни страны и проявились в усилении административного контроля над земским и городским самоуправлением, образованием и печатью, а также нашли отражение в активной государственной политике в социальной и экономической сферах.
Начало «контрреформам» положил Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» от 29.4(11.5).1881. После его издания подали в отставку ведущие министры времени царствования Александра II: министр финансов А. А. Абаза, министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов, военный министр Д. А. Милютин. В ходе реализации курса «контрреформ» произошло обновление состава высшей бюрократии, при подборе кандидатов главное внимание уделялось сочетанию профессиональных качеств с умением и желанием следовать политике «контрреформ». Были уволены в отставку новые министры - финансов Н. Х. Бунге (в 1887 заменён И. А. Вышнеградским, а в 1892 - С. Ю. Витте), министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев (его преемниками стали в 1882 граф Д. А. Толстой, а в 1889 - И. Н. Дурново), министр народного просвещения барон А. П. Николаи (в 1882 его сменил И. Д. Делянов), а также министр юстиции Д. Н. Набоков (в 1885 сдал дела Н. А. Манасеину, который в 1894 заменён Н. В. Муравьёвым).
«Контрреформы» сопровождались активным пресечением деятельности революционных организаций. Этой цели служило Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14(26).8.1881 (действовало до Февральской революции 1917). Оно расширяло права административной власти и ограничивало действие некоторых законов в местностях, объявленных распоряжением министра внутренних дел на «исключительном положении». В зависимости от масштабов беспорядков местность могла быть объявлена на положении «усиленной» или «чрезвычайной» охраны. В первом случае градоначальник, губернатор или генерал-губернатор получали право: издавать обязательные постановления по вопросам общественного порядка и государственной безопасности и устанавливать за нарушение таких постановлений взыскания (до 3 месяцев ареста или денежный штраф); воспрещать народные, общественные и частные собрания, публичное слушание дел в суде; закрывать торговые и промышленные предприятия; передавать в военный суд дела о государственных преступлениях и утверждать приговоры по ним; увольнять от должностей неблагонадёжных служащих, назначенных органами земского и городского самоуправления, высылать неблагонадёжных лиц, задерживать на срок до 2 недель подозрительных лиц, обыскивать все помещения и арестовывать имущество. При чрезвычайной охране к этому добавлялось право объединять в одних руках гражданское и военное управление, создавать для помощи полиции особые военно-полицейские команды; отстранять от должностей чиновников всех ведомств и лиц, занимавших выборные должности в сословных, городских и земских учреждениях, приостанавливать и закрывать собрания в этих учреждениях и запрещать обсуждение тех или иных вопросов; приостанавливать выход периодических изданий и закрывать учебные заведения на срок до 1 месяца. На положение усиленной охраны 4(16).9.1881 переведены 10 губерний, 6 уездов, 3 города и 3 градоначальства (положение чрезвычайной охраны впервые было введено в ходе Революции 1905-07).
Первым актом, направленным на пересмотр собственно законодательства 1860-х годов, стало введение Временных правил о печати 1882 года, которые облегчили борьбу против нелояльных правительству органов периодической печати.
Особое внимание правительство уделяло политике в области образования. В ходе «контрреформ» были предприняты шаги по возрождению сословного принципа применительно к получению среднего общего образования, усиливалось нравственно-религиозное основание образования, повышались дисциплинарные требования к учащимся. С целью централизации управления начальным образованием 13(25).6.1884 были приняты «Правила о церковно-приходских школах», передавшие в ведение Синода церковноприходские школы, школы грамоты и воскресные школы для взрослых. Правительство стало оказывать существенную поддержку церковно-приходским школам, расходы на которые в 1884-93 возросли с 55,5 тысяч рублей до 3,08 миллионов рублей, а число учащихся достигло 1 миллиона. Циркуляром министра народного просвещения И. Д. Делянова от 26.7(7.8).1884 в средних учебных заведениях повышена ответственность классных наставников за политические увлечения учащихся. Его же распоряжением от 18(30).6.1887 (получило известность как «циркуляр о кухаркиных детях») предписывалось ограничить приём в средние учебные заведения детей из «недостаточных классов населения» («за исключением разве одарённых необыкновенными способностями»), что объяснялось отсутствием должного надзора за ними со стороны родителей и, соответственно, низким уровнем нравственности и культуры детей из таких семей, а также отсутствием у них необходимых условий для учёбы; кроме этого, правительство желало пресечь дальнейшее увеличение числа выпускников средних учебных заведений из малоимущих семей, недовольных своим положением и имущественным неравенством в целом. В высшей школе целью «контрреформ» также стало усиление контроля над учебным процессом и укрепление дисциплины в среде студентов. 23.8(4.9).1884 принят новый Общий устав императорских российских университетов, ликвидировавший их автономию: все назначения профессорско-преподавательского состава теперь производились администрацией, попечители учебных округов и подчинённые им инспектора студентов стали обладать более широкими полномочиями; ликвидирован университетский профессорский суд; из ведения советов университетов изъяты хозяйственные и дисциплинарные вопросы (оставлены учебные и научные); для контроля за составляющими и качеством университетского образования введены единые учебные планы и программы. 8(20).5.1885 вновь введена студенческая форма, отменённая в 1861. В ходе «контрреформ» был усилен контроль за высшим женским образованием, причиной чего стало активное участие курсисток в революционном движении. В 1882 году закрыты женские врачебные курсы при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. 12(24).5.1886 Александр III утвердил решение Особого совещания (председатель - Делянов) о приостановке приёма слушательниц на существовавшие к тому времени в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге высшие женские курсы вплоть до выработки общих для них устава, программы и правил работы. В 1889 году приём слушательниц на Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге возобновлён согласно Временному положению о них от 3(15).6.1889. Число слушательниц было ограничено (до 400), запрещены их собрания, из учебного плана изъят ряд предметов, повышена плата за обучение, ликвидирована автономия курсов. Высшие женские курсы в других городах открывались с 1900 года. Курсы по-прежнему являлись частными учебными заведениями, но при этом ставились под контроль государства (работа по государственным программам и штатному расписанию), им предоставлялось государственное финансирование.
Вместе с тем правительство продолжало расширять систему высшего мужского образования. Были открыты Харьковский практический технологический институт [16(28).4.1885] и Томский университет [25.5(6.6).1888], Варшавское ветеринарное училище преобразовано в Ветеринарный институт [23.5(4.6).1889].
Наибольшее политическое значение из «контрреформ» имели преобразования в области местного управления. Вскоре после воцарения Александра III для разработки проекта нового устройства губернских и уездных административных учреждений была создана (1881) Особая комиссия для составления проектов местного управления (председатель - М. С. Каханов; известна как «Кахановская комиссия»). В 1885 по докладу министра внутренних дел Д. А. Толстого работа комиссии признана бесполезной, она была закрыта. Таким образом, правительство отказалось от идеи разработки единого проекта преобразования всего местного управления и пошло по пути выработки частных законодательных актов. В 1889 году введён институт земских начальников, закон о которых был разработан А. Д. Пазухиным - одним из лидеров консервативной группы «Кахановской комиссии», занявшим после её роспуска должность правителя канцелярии МВД. Земские участковые начальники наделялись широкими полномочиями по надзору за самоуправлением крестьян и в судебной сфере (в связи с этим упразднялись мировые суды). Законом от 8(20).6.1893 на их усмотрение передан вопрос о целесообразности крестьянских переделов.
Важной составляющей «контрреформ» было усиление надзора государства за законностью деятельности и обоснованностью решений органов земского и городского самоуправления. Для этого были приняты Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12(24).6.1890 (смотри Земское положение 1890) и Городовое положение от 11(23).6.1892 (смотри в статье Городовые положения).
В социальной сфере «контрреформы» были направлены на сохранение сословного строя. С одной стороны, правительство способствовало росту крестьянского частного землевладения, для этой цели в 1882 году учреждён Крестьянский поземельный банк. С другой стороны, принимались меры к недопущению резкого сокращения дворянского землевладения. В 1885 году учреждён Дворянский земельный банк, выдававший дворянам ссуды на льготных условиях. С целью предотвращения недобросовестного отношения наёмных сельскохозяйственных работников и работодателей к своим обязанностям 12(24).6.1886 было принято Положение о найме на сельские работы. Были затруднены участившиеся после крестьянской реформы 1861 года семейные разделы [18(30).3.1886], ограничены переселения крестьян [13(25)7.1889] и отчуждение крестьянских наделов [14(26).12.1893].
«Контрреформы» в сфере суда были направлены на пересмотр судебной реформы 1864. Сохранялся институт присяжных заседателей, однако в комиссии по составлению списков присяжных введены чиновники, ограничено право сторон на отвод присяжных заседателей [12(24).6.1884], введён образовательный и повышен имущественный ценз для них [28.4(10.5).1887]. Ряд категорий дел изъят из компетенции суда присяжных [7(19).7.1889]. Был усилен прокурорский надзор за деятельностью судов и судей, министру юстиции предоставлено право надзора за организацией рассмотрения дел в судах и контроля за их приговорами и решениями [20.5(1.6).1885]: он мог потребовать от председателя суда объяснений о причинах недостатков в ходе судебного разбирательства и возбудить вопрос о дисциплинарной ответственности судей всех рангов. Для рассмотрения дисциплинарных дел высших чиновников судебного ведомства создано Высшее дисциплинарное присутствие Сената (дела чиновников среднего звена рассматривались в окружных судебных палатах), оно получило право увольнять судей от должности или переводить из одного судебного округа в другой. Всё это означало ограничение одного из основных принципов судебной реформы 1864 - несменяемости судей. В дальнейшем была ограничена публичность судебных заседаний [12(24).2.1887]: министру юстиции предоставлялось право закрывать двери суда для публики из опасений оскорбления нравственности, религиозного чувства или необходимости ограждения достоинства государственной власти и пр. Александр III 9(21).7.1889 утвердил программу судебной реформы в Лифляндской, Курляндской и Эстляндской губерниях на основе судебных уставов 1864, но без суда присяжных и мирового суда. В 1894 в Комиссии для пересмотра законов по судебной части под руководством министра юстиции Н. В. Муравьёва начата подготовка к общему пересмотру судебных уставов 1864 (Комиссия закрыта в 1899 году, подготовленный ею проект был отклонён).
В октябре 1881 года сформирована Особая комиссия для пересмотра системы военного управления, введённой в ходе военных реформ 1860-70-х годов. Однако «контрреформа» в этой области не была доведена до конца из-за изменения мобилизационного плана и победившего в военных кругах мнения о жизнеспособности прежней системы военного управления. Крупной «контрреформой» стало преобразование военных гимназий и приготовительного пансиона Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге вновь в кадетские корпуса с целью восстановления и закрепления корпоративного духа офицеров (1882).
В эпоху «контрреформ» усилен контроль государства над экономикой, произошёл окончательный отказ от либерального курса эпохи 1860-х годов и переход к политике протекционизма, расширен административный контроль над деятельностью частных банков. В 1882 году начато формирование фабричного законодательства. Строительство казённых и выкуп в казну частных железных дорог привели в 1881-93 к повышению доли государственной собственности в этом секторе с 4 до 52%.
В целом «контрреформы» способствовали временной стабилизации политической ситуации в стране, но не привели к консолидации общества и настроили часть его против самодержавной власти.
Лит.: Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк. СПб., 1901. М., 2002; Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III. СПб., 1901; Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969; Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX ст. (Политическая реакция 80-х - начала 90-х гг.). М., 1970; Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л., 1973; Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 г. М., 1976; Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания). М., 1978; Кризис самодержавия в России, 1895-1917. Л., 1984; Pearson Т. Rus-sian officialdom in crisis: Autocracy and local self-government. 1861-1900. Camb., 1989; Иванов А. Ε. Высшая школа России в конце XIX - начале XX в. М., 1991; Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996; Реформы и контрреформы в России. М., 1996; Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996; Писарькова Л. Ф. Московская городская дума: 1863-1917. М., 1998; Степанов В. Л. Н. Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998; Кириллов А. К. Традиции и новации: Россия пореформенная // Модернизация и традиция в истории России. Новосиб., 2005; Соловьев Я. В. Бюрократический аппарат Министерства финансов в пореформенную эпоху // Вопросы истории. 2006. № 7; Толмачев Ε. П. Александр III и его время. М., 2007.
Я. В. Черникова.