Концепция устойчивого развития

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Концепция экологически устойчивого развития; Concept of Sustainable Development), модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости соблюдения баланса между решением социальных, экономических проблем и сохранением окружающей среды. Выработка Концепции устойчивого развития обусловлена угрозой экологической катастрофы, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса. Впервые термин «устойчивое развитие» употреблён в 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Обязательства государств по достижению устойчивого развития были сформулированы в декларации Повестка дня на XXI век, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь 1992, Рио-де-Жанейро). В декабре 1992 ООН учредила специальную Комиссию по устойчивому развитию. В 1995 Комиссия приняла Программу работы по показателям (индикаторам) устойчивого развития, предназначенным для использования на национальном уровне странами в ходе принятия стратегических решений. Показатели устойчивого развития разделены на 4 группы:

Реклама

1) индикаторы социальных аспектов (борьба с бедностью; динамика демографических процессов и устойчивость развития; развитие образования, грамотности, программ обучения; охрана и улучшение здоровья людей; обеспечение устойчивого развития мест массового проживания людей);

2) индикаторы экономических аспектов (международное сотрудничество по усилению устойчивого развития и соответствующая внутренняя политика; изменение моделей потребления; финансовые ресурсы и механизмы их рационального использования; передача экологически чистых технологий, сотрудничество и развитие потенциала);

3) индикаторы экологических аспектов (охрана качества водных ресурсов и обеспечение питьевой водой; охрана океанов, всех типов морей и прибрежных районов; интегрированный подход к планированию и управлению земельными ресурсами; управление хрупкими экосистемами: пустыни и засушливые зоны, горные районы; обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов; защита атмосферы; переработка твёрдых отходов и вопросы канализации, токсичных химикатов, опасных отходов; переработка и обезвреживание радиоактивных отходов; борьба с опустыниванием; сохранение биоразнообразия; экологически чистая биотехнология);

4) индикаторы институциональных аспектов (интеграция экологических интересов и принципов развития в процессе принятия решений; наука и устойчивое развитие; международные законодательные инструменты и механизмы; предоставление и обмен информацией для принятия стратегических решений; усиление основных групп населения).

В декларации, принятой в 1992 в Рио-де-Жанейро, указано также на 5 основных противоречий устойчивого развития, которые предлагается решать с использованием разнообразных подходов:

1) противоречие между реальной жизнью и жизнью в гармонии с природой: в центре внимания должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

2) противоречие между реальным развитием и окружающей средой: экологическая составляющая должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

3) противоречие интересов современного и будущего поколений: удовлетворение потребностей человека и сохранение окружающей среды должны присутствовать в интересах каждого поколения;

4) противоречие между богатыми и бедными странами и людьми: необходимо уменьшать разрыв в уровне жизни между странами и людьми, искоренять голод и нищету;

5) внутриэкономические противоречия: устойчивое развитие предполагает исключение или уменьшение не способствующих его реализации моделей производства и потребления.

В Йоханнесбурге 26.8-4.9.2002 прошла Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, на которой был принят имеющий рекомендательный характер план действий по реализации Повестки дня на XXI век. В нём подчёркивалось, что главными задачами и основными требованиями устойчивого развития являются искоренение нищеты, изменение неустойчивых моделей производства и потребления, охрана и рациональное использование природоресурсной базы экономического и социального развития. Для реализации Повестки дня на XXI век в условиях глобализации должны быть задействованы все субъекты международных отношений. В плане указывалось, что основу устойчивого развития на национальном уровне составляют продуманная социальная и экономическая политика, а также политика в области охраны окружающей среды, демократические институты, правопорядок, меры по борьбе с коррупцией, обеспечение гендерного равенства и создание благоприятных условий для инвестиций. Было подчёркнуто также, что существенно важное значение для достижения устойчивого развития имеют мир, безопасность (в том числе экологическая безопасность), стабильность и уважение прав человека и основных свобод, включая право на развитие, а также уважение культурного разнообразия. В плане констатировалось, что сохраняется разрыв между развитыми и развивающимися странами, в связи с чем необходимо создание динамичных и благоприятных международных экономических условий, обеспечивающих интернациональное сотрудничество, особенно в области финансов, торговли, передачи технологий, а также полное и действенное участие развивающихся стран в процессе принятия решений на глобальном уровне. В плане указывалось на необходимость увеличения передачи финансовых ресурсов (в том числе новых и дополнительных финансовых ресурсов) развивающимся странам для поддержания их национальных стратегий и программ устойчивого развития. В связи с этим были выработаны рекомендации по активизации деятельности ООН, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и других международных организаций, в том числе природоохранительных, по расширению программ, осуществляемых по линии фонда Официальная помощь в целях развития, Глобального экологического фонда и др., по снижению уровня задолженности развивающихся стран. На встрече в Йоханнесбурге были очерчены институциональные рамки устойчивого развития на международном, региональном и национальном уровнях.

Реализуя свои международные обязательства, Российская Федерация разработала в 1992 году Национальный план действий по охране окружающей среды, нацеленный на оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации, снижение её неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечение эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. План установил ориентиры для целенаправленного использования бюджетных ассигнований на охрану окружающей природной среды, а также для выделения финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами.

Указом Президента Российской Федерации от 4.2.1994 №236 утверждена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В целях создания необходимых условий для реализации её основных положений разработаны и реализованы План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1994-95 (включал около 100 важнейших мероприятий экологической направленности, в том числе по разработке 32 законопроектов, 47 федеральных целевых программ и подпрограмм, 21 нормативного документа) и на 1996-97 (56 мероприятий, в том числе по разработке 4 законопроектов, 41 федеральной целевой программы).

Указом Президента Российской Федерации от 1.4.1996 №440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Документ содержит систему положений, характеризующих устойчивое развитие, Россию на пороге 21 века, задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию, критерии принятия решений и показатели устойчивого развития, этапы перехода России к устойчивому развитию и др.

После принятия Киотского протокола 1997 к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (подписан Российской Федерацией 11.3.1999) с учётом основных положений этого документа и на базе ранее принятых российских законодательных актов Правительство Российской Федерации 31.8.2002 одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации.

Лит.: Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989; Перелет Р. А. Выявление показателей устойчивого развития // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 1995. №6; Экономика устойчивого развития. М., 2004.