Концептуализм (направление в литературе)

КОНЦЕПТУАЛИЗМ, направление в литературе авангардизма, сформировавшееся в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Основные представители: Э. Яндль, Ф. Майрёкер, ранний П. Хандке (Австрия), Х. Хайсенбюттель, Х. Гаппмайр, 3. Й. Шмидт (Германия), группа «Art & Language» (Великобритания), группа «Fluxus» (США), Он Кавара (Япония). Русский концептуализм связан с деятельностью Лианозовской группы, Д. А. Пригова, Л. С. Рубинштейна, А. В. Монастырского и др.

Концептуализм, вобравший в себя опыт писательского антитрадиционализма (дадаизм, сюрреализм, литература абсурда, конкретная поэзия, творчество Дж. Джойса, Х. Л. Борхеса, Р. Кено, в России - Д. И. Хармса и других участников ОБЭРИУ), стал предельным проявлением экспериментального подхода к литературе. Концептуализм переориентирует творческое усилие с реализации конкретного художественного текста на проектирование произведения, формулирование принципов его создания, обозначение авторской позиции (или её сознательного уничтожения); в результате размываются и даже разрушаются границы как между теорией и практикой творчества (авторская работа может ограничиваться изложением теоретической концепции, а реализация замысла предоставляться другому лицу, в частности читателю), так и между литературой и общим событийно-речевым контекстом, в котором находятся автор и читатель (экзистенциально-провокативные текстовые перформансы Пригова, Она Кавары, Комара и Меламида). Автор-концептуалист свободно оперирует составляющими литературы как коммуникативного процесса, опрокидывая ожидания аудитории нарушением общепринятых представлений о принципах построения произведения, об отношениях автора с публикой (П. Хандке в пьесе «Поругание публики», 1966), а также о самом авторе, который то практически исключается из творческого процесса (после того как формирует своего рода порождающий механизм, автоматически создающий нужное произведение), то, напротив, превращается в цель этого процесса, но не в своём реальном проявлении, а как искусственно созданный автор-персонаж, определяющий характер приписываемых ему произведений. Во многих случаях собственно литературная часть произведения концептуализма не может быть отделена от сопровождающих её изобразительных элементов (авторские книги, инсталляции, в которых текст является частью общего художественного пространства) или музыкально-акустических эффектов (текстуально-музыкальные перформансы Э. Яндля, Д. А. Пригова). На рубеже 20-21 веков концептуализм всё больше смыкается с эстетической деятельностью в сфере «новых технологий», в значительной части перемещаясь в области компьютерного искусства, сетевых литературы и искусства, видеоарта.

Реклама

В сфере изобразительного искусства тенденции, аналогичные литературному концептуализму, нашли выражение в концептуальном искусстве (иногда также обозначаемом понятием «концептуализм»).

Лит.: Словарь терминов московской концептуальной школы / Сост. А. Монастырский. М., 1999; Hapkemeyer А. Language in Art: sprachliche Strukturen in der Gegenwartskunst. Regensburg, 2004; Zwischen Platon und Mondrian: Heinz Gappmayrs konzeptuelle Poetik / Hrsg. S. J. Schmidt. Klagenfurt, 2005.

С. А. Ромашко.